Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Принцип Титова

Вся его жизнь так или иначе связана с дорогами: он начинал карьеру обычным инженером дорожного проектного института, а сегодня занимает пост министра. Ответственность, справедливость, требовательность, причем в первую очередь к самому себе — вот профессиональное кредо министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергея ТИТОВА.

Министру транспорта и дорожного хозяйства исполняется 55 лет

Вся его жизнь так или иначе связана с дорогами: он начинал карьеру обычным инженером дорожного проектного института, а сегодня занимает пост министра.
Ответственность, справедливость, требовательность, причем в первую очередь к самому себе — вот профессиональное кредо министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергея ТИТОВА. О наиболее актуальных проектах, о задачах, стоящих перед дорожной отраслью, и о многом другом он рассказывает читателям «Советской Сибири».

Судьба моста
— Сергей Михайлович, какой из проектов в нашем регионе в нынешнем году наиболее важен и почему?

— На мой взгляд, неважных объектов не бывает. Но если подходить к вопросу масштабно, то это, наверное, четвертый мост через Обь. Его судьба должна решиться в ближайшее время. Буквально на днях нами было получено заключение экспертизы по сметной стоимости — это 32 миллиарда рублей. Ранее предполагалось, что мост обойдется несколько дешевле — в 30 миллиардов. Сейчас мы готовимся к проведению конкурса, который, как я полагаю, состоится через три-четыре месяца. Заинтересованность уже выразили три игрока — Газпромбанк, банк ВТБ и компания «Лидер», у которой тоже имеется опыт концессионной деятельности.

— Каковы критерии отбора участников?

— В принципе, они очень просты. Во-первых, у компании должен быть соответствующий опыт работы, а во-вторых, она должна вложить в строительство собственные средства в размере не менее 15 процентов от стоимости.

— А сколько вкладывает государство?

— В проекте постановления Правительства России указано, что максимальный размер генерального гранта по мостовым переходам составляет 85 процентов. Мы же исходим из того, что его размер будет 70 процентов.

— Как вы полагаете, мы получим этот грант?

— Думаю, шансы достаточно высоки. В примерно равных с нашим регионом условиях находится Хабаровский край (они хотят построить обход вокруг Хабаровска). Но никто не говорит, что грантополучатель непременно должен быть один — их может быть и несколько. В любом случае, даже если мы получим этот грант, реально начать строительство сможем не раньше 2017 года, а возведение моста займет четыре-пять лет. Конечно, если все будет нормально. Причем начинать стоит даже не с моста, а с развязки на левом берегу, которая поможет разгрузить такие ведущие магистрали левобережья, как улицы Станиславского и Блюхера, а также площади Энергетиков и Труда. Проект составлен таким образом, что развязка будет работать самостоятельно, безотносительно моста. Кстати, это касается и правого берега: там развязка поможет освободить улицы Фабричную, Большевистскую, Ипподромскую магистраль и, конечно же, Красный проспект.

«Работать надо»
— Четвертый мост — это, конечно, хорошо, но все-таки дело будущего. Поговорим о настоящем. Какие наиболее актуальные задачи сегодня стоят перед дорожной отраслью региона с учетом сложившихся экономических реалий?

— Действительно, с финансированием нынче, мягко говоря, не очень. Экономическая ситуация непростая. И тем не менее работать все равно надо. Объем средств дорожного фонда нам удалось сохранить на уровне прошлого года. Если говорить о приоритетных проектах, то, с моей точки зрения, это Восточный обход. Да, финансирование сократилось, и очень сильно: изначально была запланирована сумма 3,9 миллиарда рублей, а выделили только 1,3 миллиарда. Но строительство продолжается, работы идут, и это главное. Думаю, никому не надо объяснять, насколько для Новосибирской области, да и, пожалуй, для всего Сибирского региона, важен Восточный обход: по проекту он вместе с уже построенным Северным обходом и перспективным Юго-Западным транзитом позволит замкнуть дорожное кольцо и пустить транзитный транспорт в объезд Новосибирска.

Другой, не менее важный объект — реконструкция трассы М-51 в Коченёвском районе. Эта магистраль строилась в шестидесятых годах прошлого века, сегодня она практически находится в ненормативном состоянии. А транспортный поток там колоссальный, ведь фактически это западные ворота Новосибирска. Еще мы ведем строительство путепровода в Коченёво. Там Транссиб перерезает и район, и районный центр пополам, что создает большие неудобства. Не знаю, какие пробки были в Барышево до введения в эксплуатацию тоннеля, но в Коченёво они огромные. Ну и про Новосибирск забывать не стоит: продолжаем реконструкцию Мочищенского шоссе, в прошлом году была выполнена первая очередь работ, и это сразу дало весьма ощутимый эффект. Строим трассу на улице Георгия Колонды, что даст возможность разгрузить густонаселенные микрорайоны Родники и Снегири. Конечно же, следует помнить и о текущем и капитальном ремонте и содержании дорог как в городе, так и в области.

— Какие наиболее острые проблемы сегодня стоят перед дорожной отраслью?

— По сути дела, проблема у нас одна, но она, как говорится, из разряда вечных: это недостаточное финансирование. Десять — пятнадцать назад дороги вообще не ремонтировали, и это тоже наложило свой отпечаток. За последние пять лет федеральные трассы приобрели совсем другой вид, мы их постепенно приводим в нормативное состояние. С нашими местными дорогами дело обстоит несколько хуже, а ведь они не менее важны для региона. Я имею в виду Ленинск-Кузнецкую трассу, дорогу Ордынск — Кочки — Павлодар, трассу Новосибирск — Колывань — Томск. Там финансирование на содержание в три — пять раз ниже, чем для федеральных магистралей. И я уж молчу про местные дороги в области между селами и деревнями. Хотя справедливости ради стоит отметить, что последние пять лет мы и муниципалитетам выделяем приличные деньги. Но то, что разрушалось десятилетиями, за один год не поднимешь. Однако делать-то все равно надо.

— Сколько же выделяют на местные дороги?

— В прошлом году — около 1,7 миллиарда рублей, и еще 700 миллионов от акцизов на нефтепродукты. Достаточно солидная сумма, хотя, конечно, хотелось бы много больше.

Новосибирская марка
— Сергей Михайлович, с переходом на долголетние контракты с подрядчиками что изменилось в системе дорожной отрасли? Кто из подрядчиков прошлого года вынужден дорабатывать свои ошибки в 2016-м, а кто из них вообще лишится госзаказа?

— Что и говорить, с подрядчиками не все идеально. В процессе работы возникает много вопросов. Некоторых штрафуем, других вносим в список недобросовестных. Я их даже назову, пусть все знают эти «гордые» имена. Это, к примеру, ООО «Кварц» — оно не выполнило договорные обязательства. Проектные организации тоже не всегда работают добросовестно. ООО «ПСК Сибирь» в настоящий момент находится на грани разрыва контракта. Если говорить в целом, то в последнее время требования, предъявляемые к подрядчикам, стали гораздо жестче. Мы же выполняем свои обязательства, платим им день в день, не то что несколько лет назад, когда, бывало, по полгода оплату задерживали. Так почему же они условия не выполняют? Это моя принципиальная позиция: договоренности надо соблюдать, и точка. Тем более что тарифы на содержание километра дорог ежегодно повышаются на 15–20 процентов. Собственно говоря, именно поэтому дорожники сегодня имеют такой же объем работ, как и в прошлом году, несмотря на кризис.

С другой стороны, у нас есть целый ряд добросовестных подрядчиков, которые всегда безукоризненно выполняют свои обязательства. Это «Новосибирскавтодор», «Агропромдорстрой», «Сибавтобан», Здвинское ДСУ, «Сибмост», ООО «Искусственные сооружения». Да много таких, и это очень хорошо!

— В канун вашего юбилея какие задачи вы, профессионал-дорожник, ставите перед собой и в работе, и в жизни? Ведь в этом возрасте как раз жизненные силы и практический опыт сходятся в одной высокой точке.

— Хотите честно?

— Конечно!

— В нашей области, к сожалению, есть немало сел и деревень, которые в распутицу, весной и осенью, просто отрезаны от мира, в них невозможно проехать, потому что нет нормальных дорог. Какой уж там асфальт, для них и обычная щебенка — недостижимая мечта! А ведь там люди живут, и у них есть дети, которым надо ездить в школу. Поэтому я ставлю перед собой задачу: сделать так, чтобы все дороги были проезжими в любое время года, особенно те, по которым проходят школьные маршруты.

— Сложная задача…

— Но вполне выполнимая, по-моему. И еще — сделать так, чтобы дороги Новосибирской области были лучше, чем в соседних регионах, имели свою марку, если хотите.

— И все же в чем заключается главный рабочий принцип Титова?

— Да так сразу и не ответишь… Справедливость, я думаю. Причем в отношении всех — и коллег, и подрядных организаций. Ответственность, безусловно. Ну и требовательность, и в первую очередь к себе. Меня порой упрекают, что я излишне требователен, но иначе, мне кажется, просто нельзя.

Резонанс
Трамвай новосибирско-белорусского производства представили на выставке «TransSiberia» в рамках VI Международного форума «Транспорт Сибири». В мэрии уверены, что это лучший вариант обновления трамвайного парка.
С первых чисел мая началось комплектование дошкольных учреждений, в Новосибирске 12 тысяч малышей получили места в детских садах. Вот только это радостное событие для пап и мам омрачилось гигантскими очередями и сверхранними звонками будильников.
Шестиклассница из Новосибирска поставила рекорд России по длине волос. Коса девочки спускается ниже колен и достигает 139 см. Юная рекордсменка даже на 4 см обогнала финалистку взрослого конкурса «Русская коса Сибири», которая тоже живет в нашем городе.
Известные актеры Марина Могилевская и Владимир Стержаков, приехавшие с гастролями в Искитим Новосибирской области, делали покупки в одном из продуктовых магазинов города и охотно сфотографировались с продавцом.
Школьники с портретами российских писателей, изображениями старославянских букв и огромным плакатом прошлись по центральной аллее Красного проспекта. Возглавлял колонну детский хор, который исполнил гимн России и песни об Иисусе Христе.
Парк туризма и отдыха планирует возвести к 2020 году в Маслянинском районе Агентство инвестиционного развития Новосибирской области (АИР).