Дороги областного центра постепенно приводят в порядок, с каждым днем ям и выбоин на городских улицах становится меньше. Между тем автомобилисты подсчитывают затраты на ремонт преждевременно разбитой «ходовки», а некоторым приходится восстанавливать свои машины после серьезных аварий из-за плохого состояния дорожного полотна.
ДТП по дорожным условиям
Так называемые сопутствующие дорожные условия входят в число основных причин ДТП. По данным доклада начальника УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Сергея Штельмаха, главными причинами аварий в течение прошлого года стали нарушение скоростного режима, несоблюдение очередности проезда, нарушения ПДД со стороны пешеходов и… сопутствующие дорожные условия (475 случаев). Любопытно, что только после этого идет состояние алкогольного опьянения (249 случаев).
Из-за аварий по причине плохих дорожных условий пострадал 561 человек. По статье 12.34 КоАП РФ за неудовлетворительное состояние дорог составлено 387 административных протоколов на юридические лица и 774 — на должностные. Под критерием дорожных условий госавтоинспекторы подразумевают не только колею, ямы и выбоины на асфальте, но и стершуюся или вовсе отсутствующую дорожную разметку, что также прямо влияет на фактор безопасности.
Судя по данным ГИБДД, нельзя сказать, что никто не контролирует работу дорожников и чиновников соответствующих ведомств: виновники платят штрафы, получают выговоры. Однако эта весна вновь обнажила всю остроту проблемы разбитых дорог в виде пробитых покрышек, расколотых бамперов и дорогостоящих литых дисков, выбитых опор стоек и массы других поломок.
К сожалению, в большинстве случаев автомобилистам платить за все это приходится из своего кармана, и лишь небольшая часть владельцев личного транспорта решает вопрос с помощью добровольной, но дорогостоящей страховки каско. Этот вид страховки, как правило, оформляют владельцы новых машин, приобретенных в дилерских центрах. Большинство же автолюбителей ограничиваются покупкой полиса ОСАГО, который не всегда может покрыть расходы на восстановление машины после аварии.
Судебный марафон
Как быть, если водитель не успел заметить глубокую яму, а то и вовсе не предполагал наличия в мелкой на вид лужице настоящей Марианской впадины, в результате чего машина получила серьезные повреждения? Как возместить убытки через судебные иски к муниципальным подразделениям или дорожно-строительным компаниям? Выдержать этот марафон морально и финансово может далеко не каждый. И вот почему.
Фото Михаила ФОКИНА
Чтобы иметь шанс выиграть дело в суде и вернуть деньги на ремонт, водитель должен абсолютно точно доказать, что его автомобиль получил серьезные повреждения по вине дорожно-строительной организации, на балансе которой числится данный объект, или из-за отсутствия контроля работы дорожников со стороны муниципалитета.
Если автомобиль попал в яму и получил повреждения, водителю необходимо остаться на месте, выставить знак аварийной остановки и вызвать экипаж дорожных инспекторов для оформления документов. Опытные водители рекомендуют сделать фото автомобиля, по мере возможности заручиться поддержкой свидетелей, а также зафиксировать размеры ямы. Это связано с действием ГОСТа, который устанавливает показатели эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Размеры отдельных просадок, выбоин и так далее не должны превышать по длине 15 сантиметров, ширине — 60 и глубине — пяти (ГОСТ Р 50597-93, пункт 3.1.2). Говоря проще, такие ямы не могут привести к каким-либо существенным повреждениям автомобиля.
На процедуру экспертизы повреждений и определения суммы затрат на ремонт машины необходимо пригласить представителя предприятия, которое эксплуатирует данный участок дороги. Но при малейшем недочете в доказательной базе доводы автомобилиста сразу же будут опротестованы, а дело погрязнет в судебной волоките.
Коварный пункт
Представители новосибирского отделения Федерации автовладельцев России в беседе с корреспондентом «Советской Сибири» не припомнили случаев подачи исковых заявлений от автомобилистов в этом году.
Алексей Носов, председатель общественного совета при министерстве транспорта Новосибирской области, пояснил, что «в предыдущие годы факты судебных разбирательств были, однако имели разную степень эффективности».
И виной тому — пункт 10.1 Правил дорожного движения, который ставит автовладельца в полную зависимость от волеизъявления судьи. Пункт гласит: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства».
В итоге водителю довольно сложно доказать в суде, насколько верно он выбрал скорость при движении на данном участке дороги. А если и выбрал ее правильно, то почему не контролировал ситуацию, не попытался объехать яму или затормозить? Как показывает практика, автомобилисты не решаются подавать в суд, потому что боятся не пройти фильтр пункта 10.1 ПДД.
Тревожное авось
Между тем цены на запасные части продолжают расти. Ценообразование сильно привязано к плавающему курсу рубля, потому что контракты с поставщиками заключаются преимущественно в долларах и евро. В среднем по отношению к аналогичному периоду прошлого года цены на запчасти и расходные материалы выросли на 30 процентов. В этом году аналитическое агентство «Автостат» прогнозирует скачок еще на 10 процентов.
По мнению технического директора одного из подразделений «Сибирской сети СТО» Романа Пономаренко, по сравнению с новыми автомобилями, находящимися на гарантии до трех лет с момента покупки, подержанные машины в большей степени страдают от выбоин и ям на дорогах.
— По моим наблюдениям, примерно половина владельцев подержанных машин называют в качестве причины преждевременного износа ходовой части плохое состояние дорожного полотна, — говорит Роман Пономаренко. — Мы специализируемся на ремонте автомобилей Mazda и Toyota. Если, к примеру, в нашем автосервисе на популярной модели Mazda 3 (с пробегом) поменять передние и задние стойки, то вместе со стоимостью работ это обойдется владельцу в сумму около 14 тысяч рублей.
Однако работники дилерских сервисов и независимых СТО сетуют на то, что, несмотря на довольно привлекательные по кризисным меркам цены на услуги ремонта и запчасти, клиенты стали чаще обращаться в так называемые гаражи, где качество работ никак не регламентировано, зато ценник значительно ниже. Официально же действующие станции техобслуживания не могут слишком сильно экономить на качестве своего труда, не могут предлагать вместо оригинальных запчастей и достойных дубликатов сомнительные подделки, так как дают гарантию на выполненные работы.
КСТАТИ
На дорогах Новосибирска эксплуатируется все больше автомобилей с разбитой ходовой частью, «стекшими» стойками. Их владельцы попросту потеряли возможность готовить автомобиль к летнему или зимнему сезону, часто вообще их не ремонтируют, надеясь на авось. Эту тенденцию отражает статистика. По данным опроса агентства «Автостат», проведенного совместно с «Авито Авто», в крупных городах России каждый второй автовладелец старается сократить издержки на ремонт. Рост цен на расходники и комплектующие вынудил автомобилистов приобретать дешевые аналоги, дубликаты — за такой вариант экономии высказались 61 процент участников опроса. Это данные прошлого года, но, судя по весеннему скрипу разбитых подвесок новосибирских автомобилей, тенденция только усугубляется.