Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Достопримечательности Новосибирска: метро

Достопримечательности Новосибирска: метро
По данным на первое августа 2017 года, подземка перевезла более 2 млрд 453 млн пассажиров. Фото Михаила Пермина
Жители Новосибирска именуют родной город столицей Сибири. А какая же столица без метро?! Метрополитен — одна из главных достопримечательностей города, единственный за Уралом и, по мнению большинства горожан, самый эффективный вид транспорта в Новосибирске. Это третий по объему пассажирских перевозок метрополитен в стране, уступающий только московскому и питерскому метро. Сейчас метро загружено не более чем на 70 процентов. По данным на первое августа 2017 года, подземка перевезла более 2 млрд 453 млн пассажиров.

Необычные факты метрополитена

Красная (Ленинская) линия почти в два раза длиннее Зеленой (Дзержинской) - 10,5 км путей на восьми станциях соединяют левый берег с правым. А пять станций Дзержинской линии имеют протяженность 5,4 км. Всего в парке метрополитена числится 104 вагона, из них эксплуатируется 26 четырехвагонных состава.

В отличие от более крупных подземок - московской и питерской, уходящих вглубь толщи земли до 120 метров, метро в Новосибирске заложено относительно неглубоко - благоприятные геологические условия позволили использовать сводчатые и колонные конструкции, это значительно уменьшило стоимость строительства и позволило удобнее расположить подземные переходы, соединив выход из подземки с городскими зданиями. Новосибирский метрополитен эксплуатируется в самых жестких и экстремальных северных условиях, из–за перепадов температур в разное время года семипролетный метромост на перегоне Речной вокзал–Студенческая «сокращается» и «растягивается» на 50 см, поэтому на опорах предусмотрены специальные ролики, по которым «катается» вся конструкция. Новосибирский метромост – самый длинный крытый мост метро в мире, его длина составляет 2145 м. А перегон над Обью - самый длинный в новосибирском метро, почти три километра путей соединяют станции, а 2/3 этого расстояния занимает метромост. Самый короткий перегон можно проехать быстрее в три раза: 927 метров – именно такое расстояние насчитывается от «Заельцовской» до «Гагаринской».

перегон метро уваров.jpg

Новосибирский метромост – самый длинный крытый мост метро в мире. Фото Аркадия Уварова

Поезда метро почти в ста процентах случаев ходят без нарушения интервалов движения: среднее время ожидания состава составляет четыре-шесть минут. В часы пик (с 7.40 до 8.50 и с 17.00 до 19.00) поезда ходят чаще, в среднем каждые 2 минуты 45 секунд подъезжает новый состав метро, а в ночное время придется подождать поезд максимально до 13 минут.

Не все жители города обращали внимание, но прибытие поездов на первый и второй пути объявляют разные люди - мужчина и женщина. Это профессиональные дикторы ГТРК «Новосибирск» Раиса Томилина и Сергей Рябов, именно они «озвучивают» метро.

Станции Новосибирского метрополитена и эскалаторы

Десять станций из 13-ти было запущено в эксплуатацию 25 лет назад в период с 1986 по1992 годы. Это вся Ленинская линия и две станции Дзержинской линии. Продолжение Дзержинской ветки возобновилось лишь в декабре 2000-го года с открытием станции «Маршала Покрышкина», последующими «Березовой рощей» (2005 год) и «Золотой нивой» (2011 год). Глубже всех «зарыта» станция «Сибирская», расположенная в 15-ти метрах под поверхностью земли. Для сравнения, самая глубокая станция метро в России – «Адмиралтейская», находится в Санкт-Петербурге, ее перрон от наземных тротуаров отделяют 120 метров. На «Сибирской» находится и самый длинный в Новосибирске эскалатор, насчитывающий 150 ступеней. Самый короткий, ровно вдвое меньше – 75 ступеней, обслуживает станцию «Площадь Ленина».

метро 2.jpg

Фото Аркадия Уварова

Старейшие новосибирские эскалаторы начали работу 31 год назад на станциях «Речной вокзал» и «Октябрьская». Всего в Новосибирском метрополитене действуют 32 эскалатора, но для людей с ограниченными возможностями не предусмотрено ни одного лифта, хотя при строительстве дальнейших станций проектировщики планируют оборудовать и лифты у входа на станции.

Как долго собирались строить метро

Впервые идея оборудовать подземкой развивающийся Новосибирск была озвучена в 1954 году, но на десятки лет задумка так и оставалась нереализованной мечтой. Девятого июля 1962 года Новосибирск отметил радостное событие – в стенах одной из городских больниц родился миллионный житель. Тогда вопрос о необходимости метро был поднят еще раз, и опять почти на десять лет идея развивалась лишь на словах. Только в начале 1971 года был представлен проект «Схемы развития городского транспорта в Новосибирске», он включал в себя 36 станций протяженностью 52 км и четыре пересадочных узла. Ввиду дороговизны работ, Совет министров РСФСР к 1978 году сократил количество станций до 11-ти, их протяженность стала меньше запланированной в четыре раза – от изначальной протяженности путей оставили лишь 13,1 км. И все же, начало строительству было положено.

Принято считать, что история создания метро в городе началась на митинге, который проходил на том самом месте, где сейчас находится станция «Октябрьская», именно там забили в землю первую металлическую сваю-шпунт, ознаменовавшую собой шаг к большой стройке. На протяжении почти семи лет рабочие трудились под землей и над ней, в суровые сибирские холода и знойные дни лета, и подарком к новому 1986-му году для всех жителей города стал скоростной внеуличный транспорт – Новосибирский метрополитен. Официально принятый в эксплуатацию 28 декабря 1985 года, метрополитен открыл двери для пассажиров через девять дней – седьмого января 1986 года.

Как менялась стоимость проезда

По словам начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса городской мэрии Романа Дронова, стоимость проезда в метро скоро увеличится. Себестоимость перевозки пассажиров максимально приблизилась к тарифу - 20 рублей, поэтому увеличение до 23 рублей не за горами. А ведь когда-то проезд в метро стоил всего пять копеек, и сохранялся на протяжении пяти лет. Лишь в 1992 году цена за проход через турникеты подскочила и составила рубль. В этом же году в оборот ввели жетоны, самые первые отличались внешне от привычных нам. Это была монетка белого цвета из никелевого сплава, но уже через год ее заменили на медные жетоны, которые используются и по сей день. А еще через год, в 1993-м, за проезд следовало отдать уже десять рублей, в 1994-м 100 рублей и тысячу - в 1996 году. В этот же год в качестве оплаты вводятся контактные электронно-расчетные карты, предоставляющие скидку десять процентов на поездку, но если на карте оставались непотраченные поездки, то с началом нового месяца они аннулировались. Поэтому в 1999 году появились многоразовое карты, которые можно было пополнить в кассах. После деноминации рубля в 1998 году проезд изменился - вместо 1500 рублей необходимо было заплатить за проезд 1,5 рубля, а по картам так же действовали скидки. На протяжении десятилетия цена на проезд возрастала, но не более чем на три рубля единовременно, и к началу 2011 года проехать в Новосибирской подземке можно было по цене 15 рублей за жетон, а по картам - от 7,5 до 14 рублей. В феврале 2013 года проезд вновь подорожал, на сей раз до 18-ти рублей. К тому же, было принято решение вывести жетоны и полностью перейти на карты. С 2016 года действуют бесконтактные банковские карты платежной системы Visa и MasterCard PayPass. Достаточно приложить к турникету карту, и с нее спишется стоимость проезда - никаких очередей в кассах и терминалах по продаже жетонов. С каждым днем все больше пассажиров предпочитают именно этот способ оплаты

Пассажиропоток

В год открытия первого метро в Сибири услугами такого вида перевозок воспользовались почти 43 миллиона пассажиров. На протяжении шести лет количество пассажиров росло и достигло своего пика в 1993 году: 117 миллионов людей в год - абсолютный рекорд для Новосибирского метрополитена. Но затем начался спад. В 1996 году пассажиропоток составил 97,3 млн людей. А за 2005 год показатель количества посетителей упал почти вдвое по сравнению с 1993 годом - всего 61,8 млн людей за год проехали под землей. В феврале 2012 года метрополитен торжественно встречал двухмиллиардного пассажира.

метро 1.jpg

Фото Аркадия Уварова

Самая загруженная станция – «Площадь Маркса», на нее приходится почти 20 процентов всех пассажиров 13-ти станций. На втором месте другая конечная остановка – «Заельцовская», принимающая 12,8% от общего количества проезжающих в метро. Самая «пустая» станция – «Маршала Покрышкина», ею пользуются лишь четыре процента людей. По данным 2015 года, больший объем пассажирских перевозок в муниципальном транспорте Новосибирска пришелся на подземный транспорт – 48 процентов. Метрополитен по популярности среди горожан обогнал троллейбусы, автобусы и трамваи. Но если бы учитывались и маршрутки, тогда на долю метро пришлось бы лишь 18,5 процента от общего объема пассажиров в Новосибирске. По данным пресс-службы метрополитена, сейчас пассажиропоток стабильный - за шесть месяцев 2017 года вырос на 3,6 процента.

Что есть в метро, кроме самого метро

Сейчас никого не удивишь тем, что тоннели метрополитена не являются «мертвой зоной» для сигнала мобильной сети, кое-где даже работает Wi-Fi, но так было не всегда. Первыми «покорили» подземелье МТС, их сотовая связь внутри метрополитена работает с 2002 года. Конкуренты шутили – «зато наши абоненты в метро не ездят», но уже через три года и «Мегафон», и «Билайн» оснастили недра метро своими базовыми станциями.

Привычны жителям и киоски в переходах. Спустившись под землю, можно купить практически все - от булочек и телефонов до букетов и сувенирной продукции с фотографиями Новосибирска. Но начиналась торговая площадка с раскладных столов, а крытые павильоны появились в переходах значительно позже. В 2011 году по городу прокатилась волна слухов, что торговые точки уберут из подземки для расширения эвакуационных проходов в случае ЧС. На форумах жители сокрушались: «Жаль, часто приходится покупать что-то по дороге». Но слухи не подтвердились, и по сей день в метро торгуют разномастными товарами.

Проблема с общественными туалетами для города является застарелой. В местах большого скопления людей практически нет туалетов, а заведения общественного питания не пускают в свои уборные без обязательной покупки. Лишь в 2015 году появился платный туалет на станции «Площадь Маркса». Теперь и «Площадь Ленина», и «Красный проспект» дают возможность своим пассажирам избавиться от насущной проблемы всего за десять рублей.

Оставить свой комментарий
Похожие новости

На продление Дзержинской линии метрополитена до станций «Гусинобродская» и «Молодежная», а также до электродепо «Волочаевское», может понадобиться до 15 миллиардов рублей, сообщает пресс-центр мэрии Новосибирска.

Резонанс
Новосибирские аптекари в растерянности: недавно вышел закон, запрещающий продавать большую группу лекарств без рецептов. Больные скандалят с фармацевтами, которые опасаются проверок прокуратуры.
Глава региона подверг жесткой критике темпы работ на объектах в Искитиме, реконструируемых в рамках приоритетных федеральных проектов «Безопасные и качественные дороги» и «Формирование комфортной городской среды». Это произошло 23 сентября, во время рабочей поездки в Искитим губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого.
Цинковый голландский саркофаг вековой давности, скелет оешского мамонта, кресло командира экипажа корабля «Союз-30», портрет Екатерины II, икона «Чудо Дмитрия Солунского» - самые ценные и дорогие экспонаты музеев Новосибирска в подборке VN.ru.
Три миллиона рублей за машину и три года скитаний по автомастерским. Житель Черепаново Новосибирской области Дмитрий Лейхтлинг купил черный Jaguar, но радость приобретения была недолгой. Не прошло и года, как машина начала скрипеть.
Выпускник Геолого-геофизического факультета НГУ Сергей Лобанов получил грант в размере 1,8 миллиона евро от научного общества имени Гельмгольца (Германия) на исследования характеристик малоизученных свойств мантии и ядра Земли, сообщает пресс-служба НГУ.
25.09.2017 ЖКХ. ДОМ
Оставшиеся жилые дома в Новосибирске подключат к отоплению 25 сентября, сообщает компания «СИБЭКО». В случае перебоев с отоплением следует обращаться в управляющую компанию, которая несет ответственность за открытие запорной арматуры и заполнение систем отопления.