Новосибирск 0.6 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Мнения

Весенняя пыль: почему нет замены песко-соляной смеси?

Весенняя пыль: почему нет замены песко-соляной смеси?
Уровень запыленности в городе действительно высокий. Фото Аркадия Уварова
Каждую весну город погружается в облака пыли – это одна из основных проблем Новосибирска. Как с ней справляются в других городах Сибири? Есть ли примеры мирового опыта борьбы с пылью, например, в странах Скандинавии? Пути решения этой проблемы пытались найти участники заседания Совета по вопросам рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при губернаторе Новосибирской области.

«Реализация природоохранной деятельности на территории города Новосибирска в рамках года экологии» - с таким докладом выступила начальник отдела охраны окружающей среды департамента энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по вопросам реализации природоохранной деятельности на территории города Новосибирска Мария Сидорова.

Во время обсуждения доклада среди участников заседания возникла полемика вокруг проблемы весеннего запыления города после таяния снега. В качестве примера образцового содержания города был приведен Душанбе, а также опыт борьбы с весенней пылью в Швеции и Норвегии.    

- Пыль на улицах образуется как следствие обработки дорог песко-соляной смесью во время зимнего сезона, - напомнила Мария Сидорова. – Уровень запыленности действительно высокий. Помимо песко-соляной смеси, пыль выносится вместе с почвами с газонов.

Начальник отдела охраны окружающей среды пояснила, что уборка дорог в городе начинается только с наступлением стабильной положительной температуры воздуха. Коммунальщики не могут выводить уборочную технику на улицы, когда в городе еще бывают ночные заморозки, а техника использует воду для очистки улиц от грязи. Если же спецтехника выйдет на ночные улицы раньше положенного срока, то на следующее утро в городе произойдет транспортный коллапс. Мария Сидорова напомнила участникам заседания, что сравнение Новосибирска с Душанбе нельзя считать корректным, так как города находятся в разных климатических зонах. По ее мнению, пыль в Новосибирске скоро должна исчезнуть, так как скоро начнет расти трава, зелень будет сдерживать почву на газонах, уйдут заморозки и коммунальные службы выйдут на уборку улиц.

Напомним, что в зимний период дорогам города необходимо около 20 тысяч тонн соли и почти 70 тысяч тонн песка. Об этом накануне минувшей зимы сообщал VN.ru. Технология приготовления технического реагента основана на послойном замешивании песко-соляной смеси. Накануне зимы 2016-2017 коммунальщики изменили концентрацию хлоридов. Если в прошлом году использовали шесть процентов соли, то в этом уже десять. При этом заказ  на производство песко-соляной смеси вырос почти на десять тысяч тонн. То есть, масштабы использования данной смеси для борьбы с гололедом растут, а значит, растет и количество пыли на дорогах Новосибирска.

Есть ли альтернатива? Корреспондент VN.ru выяснил, что позитивные примеры о якобы решении всех проблем с гололедом «без шума и пыли» в странах Скандинавии оказались преувеличенными. Да, на смену песко-соляной смеси в этих странах пришли жидкие реагенты, а также фрикционные материалы (щебень, мраморная и гранитная крошка). Но, как показала практика, фрикционные материалы наносят серьезный урон шинам и кузовам автотранспорта. Образующиеся продукты разрушения разносятся на значительное расстояние от дорог, загрязняя придорожные ландшафты, и поэтому в странах Скандинавии продолжается поиск методов борьбы с гололедными явлениями.

Финны пошли еще дальше – они посыпают зимние дороги гранитной крошкой, весной ее собирают, моют, просушивают и хранят до следующей зимы.

- Гранитная крошка может быть альтернативой песко-соляной смеси, но это очень дорого, - считает председатель общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Алексей Носов.

Химреагенты – тоже не выход, что доказывает практика их использования коммунальными службами Москвы, начиная с 2000-х годов. Попытки заменить техническую соль на новые химические реагенты не увенчались успехом, так как они создавали «масляную» пленку на дороге, увеличивая тормозной путь автомобиля в несколько раз. Хлористый кальций, входящий в состав жидкого реагента, разъедал металл автомобилей, обувь пешеходов, вызывал аллергию у людей и ожоги лап домашних животных. Поэтому в столице для борьбы с гололедом по-прежнему используют преимущественно песко-соляную смесь, но бюджет коммунальных служб Москвы позволяет закупать и гранитную крошку.  В Петербурге с гололедом борются также исключительно с помощью соли и песка.

В городах Сибири в приоритете также остаются песок и соль, использование которых  регламентируется СНИПами, ГОСТами по борьбе с гололедицей, где прописаны нормы расхода на квадратный метр, а также условия, когда применяется соляной раствор, а когда - песко-соляная смесь.

- Соль - это натуральный продукт, - пояснил ресурсу irk.ru начальник цеха общестроительных работ МУП «Иркутскавтодор» Андрей Пономарев. - В песко-соляной смеси доля соли всего десять процентов, все остальное - это песок и щебень.

Специалист «Иркутскавтодора» приоритетным считает вопрос безопасности, потому что на первое место поставлены жизни людей, которые двигаются на машинах и по пешеходным переходам. А все остальное - разъеденные солью обувь и резина, весенняя пыль на улицах – тоже проблема, но менее значимая по сравнению с вопросом снижения ДТП на дорогах и травматизма на тротуарах. 

Новосибирск ищет свои пути решения проблемы. Так, в прошлом году инженеры Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) разработали первую российскую мобильную установку для борьбы с гололедом на тротуарах без повреждения асфальта. Об этом прошлым летом сообщил ТАСС представитель учрежденной НГТУ компании-разработчика Сергей Матвеец. Машина напоминает мотокультиватор, который используют дачники. Только вместо вспахивающих землю ножей она оборудована металлическими щетками, которые, быстро двигаясь, счищают лед с тротуара. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть ознакомился с разработкой и поручил профильному департаменту мэрии оценить перспективы использования этой машины на городских улицах.

На сегодняшний день не найден способ решения проблемы, во всяком случае, устраивающий всех - чиновников, экологов и остальных жителей Новосибирска. Выход один: продолжать разработки новых методов борьбы с гололедом зимой таким образом, чтобы весной не погружать город в облака пыли.  

Районные СМИ

Комментарии
Владимир 09:44:38 02.05.2017
Странно, почему убирать с дороги пылевые наносы обязательно надо с водой? Пылить будет техника? Так я не вижу в этом проблемы, уборочная техника прошла, пропылила один раз и источника пыли больше нет, или я заблуждаюсь?  А насчет "скоро вырастет трава", вы посмотрите сколько участков земли выкатаны машинами или вытоптаны пешеходами, там трава еще долго не будет расти. Все эти клочочки между тротуаром и проезжей  частью, все эти тропинки, когда люди идут по короткому пути, а не по асфальтированной дорожке, которая находится дальше, все эти парковки на обочине, где газон опять выкатан до голой земли. Ну закатайте это в асфальт, видите стихийная парковка, сделайте карман, можно расширить тротуар, перенести пешеходную дорожку. раз люди ходят по другому.
Не пропустите

Новости раздела

26.04.2024 ОБЩЕСТВО

Губернатор Андрей Травников принял участие в работе круглых столов «Подготовка высококвалифицированных кадров для машиностроения и авиационной промышленности» и «Подготовка высококвалифицированных кадров для сферы информационных технологий».

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: