Из 5418 домов муниципального жилого фонда треть находится в неудовлетворительном состоянии и требует комплексного капитального ремонта и реконструкции, 459 домов (8,5 процента) относятся к категории ветхих - с износом около 70 процентов, 140 домов не пригодны для жилья. Эти цифры прозвучали на президиуме мэрии, обсуждавшем программу реконструкции и модернизации городского жилого фонда на 2000-2005 годы. За разъяснением мы обратились к авторам программы - в департамент муниципалитета по энергетике, жилищному и коммунальному хозяйству, а именно к его руководителю Владимиру Анисимову.
- Признаться, сравнение 30 зданий, запланированных к реконструкции в этом году, с общим количеством домов, где реконструкция и капитальный ремонт необходимы, выглядит не слишком вдохновляюще...
- Наоборот. Программа - ведь не простой перечень домов. Это еще и комплекс вопросов - социальных, экономических, технических, правовых, решив которые, мы сможем наращивать масштабы реконструкции. Если не в геометрической, то, по крайней мере, в арифметической прогрессии.
Взявшись за разработку программы, мы впервые попытались увидеть свет в конце тоннеля в части улучшения условий проживания для горожан, живущих в старом жилом фонде. По моему мнению, не новое строительство, а именно реконструкция - основной путь развития города на ближайшие пять лет. Во-первых, потому что, занимаясь реконструкцией, мы улучшаем комфортность старого жилья и получаем дополнительные квадратные метры в надстроенных этажах зданий и мансардах. Причем все это в рамках существующей инфраструктуры. Во-вторых, этот вариант более экономичен еще и потому, что позволяет использовать действующие коммуникации, сокращает нагрузку на бюджет, связанную с неизбежным ростом потерь от увеличения протяженности электро- и тепловых сетей, систем водоснабжения и канализации, не требует расширения транспортных маршрутов. Наконец, здесь гораздо более короткий, в сравнении с новым строительством, инвестиционный цикл.
Ну а самое главное - благодаря реконструкции появляется шанс улучшить жилищные условия у малообеспеченных граждан. Несмотря на то, что за последние пять лет город построил 1,5 млн кв. м, очередь на получение бесплатного жилья у нас не сократилась, а только выросла. Не считая программы «500» по обеспечению жильем бюджетников, купить новую квартиру или расширить свою жилплощадь сегодня по силам только людям достаточно состоятельным.
При развертывании нового строительства у нас идет старение жилого фонда. После передачи мэрии ведомственного жилья, которое зачастую находится в неудовлетворительном состоянии, реконструкция и капитальный ремонт стали острейшей муниципальной проблемой. Достаточно большое количество старых двух-этажных домов, отапливающихся от теплоцентрали, но с «удобствами» во дворе и водоснабжением в виде уличной колонки. Надо приводить условия проживания здесь к городским.
- Какие здания планируется подвергнуть реконструкции?
- Прежде всего ветхие двух- четырехэтажные жилые дома. Такая практика в Новосибирске уже имеется. Сегодня реконструкция идет на двенадцати объектах в пяти районах города. Причем в разной модификации. Если говорить в общем плане, это либо просто капитальный ремонт, либо капитальный ремонт с надстройкой мансард и дополнительных этажей. Если использовать новые строительные материалы и выполнять требования нового СНИПа по теплотехнике, того количества тепла, что отводится на отопление двухэтажного двухподъездного дома, хватает на отопление четырехэтажного здания. Это же здорово! Получаем еще один такой же объем без дополнительных затрат.
- Однако реконструкция - довольно дорогое удовольствие. Очевидно, как всегда, у нас главный тормоз - ограниченность в финансах?
- Не только. Не меньше сдерживает темпы реконструкции недостаток маневренного фонда. Строителей нередко задерживают сами жильцы, не желая освобождать намеченное к реконструкции здание. Например, вопиющий случай произошел в доме по улице Лермонтова, 43, где мы полтора года не могли приступить к ремонту, потому что один из жильцов держал в своей квартире два чемодана. Дело иногда доходит до судебных разбирательств. И это при том, что администрация района в обязательном порядке с каждым из жильцов подписывает договор, что он въедет в свою квартиру, что она будет не меньшей площади и т. д. Когда имеется возможность, ведем реконструкцию без отселения проживающих в доме. В качестве примера могу назвать четырехэтажный жилой дом на Октябрьской, 40. Он был в полуразрушенном состоянии, чему немало поспособствовали сами жильцы, накопав в подвале, ниже линии фундамента, погребов. В результате фундамент и основание начали терять устойчивость со всеми вытекающими последствиями. Работы было очень много. И вот в июне дом должен сдаваться. Теперь это семиэтажное здание с лифтом, с новой магистралью горячего и холодного водоснабжения.
- Возвращаясь к финансированию. Сколько средств закладывается в бюджете на капитальный ремонт и реконструкцию?
- На 2000-й год эта цифра - 50 млн рублей. Конечно, это далеко не столько, сколько хотелось бы. Но реконструкция тем и хороша, что позволяет использовать средства инвесторов. Тот же дом на Октябрьской, 40 полностью реконструирован на средства от продажи дополнительных жилых площадей. Инвесторами при реконструкции выступают горожане, приобретающие квартиры в реконструированном доме, либо сами жильцы из числа желающих расширить свою жилплощадь. Заказчиком - комитет жилищно-коммунального хозяйства и администрация района. Это очень важный момент. Именно власть, а не частные конторы и фирмы, которые сегодня есть, а завтра не известно, гарантирует гражданам, что за вложенные деньги они получат свои квадратные метры.
К реконструкции проявляют интерес не только частные лица, но и предприятия, в том числе и государственные. Сегодня у них нет средств на строительство целого дома, как это было раньше, но на покупку нескольких квартир для своих сотрудников деньги они находят. В качестве потенциального инвестора могу назвать ПО «Север».
- Программ у нас было великое множество. Не боитесь, что и эта потихонечку зачахнет?
- Как раз напротив. Надеюсь на резкое усиление темпов реконструкции. В ближайшее время будет произведен анализ состояния всего муниципального жилого фонда, особенно ветхого по физическим и моральному износу, с выделением первоочередных объектов реконструкции. Необходимо обработать ряд нормативно-правовых документов, поскольку Жилищный кодекс некоторые взаимоотношения не регламентирует. Всем этим занимается рабочая группа, которая представит свои материалы на суд экспертов, а затем, в середине июня, окончательный вариант программы будет внесен на рассмотрение президиума мэрии. Если б власти хотели слукавить, проще было бы растянуть такую программу на десять лет. По нашему же убеждению, она должна быть среднесрочной - на два года, чтобы иметь возможность вносить коррективы, не откладывая на далекое будущее.