Гость редакции искусствовед Павел Муратов
Павел Муратов один из самых уважаемых и компетентных специалистов по сибирскому искусству. Не так давно он передал в дар Новосибирскому художественному музею свою коллекцию работ сибирских художников, на сбор которой было потрачено немало сил. Сибирским искусством искусствовед занимается почти полвека, стоял у истоков формирования фондов Новосибирской картинной галереи. Коллеги из Москвы и Питера, признается, не раз звали в столицы, не понимая, что с его талантом и эрудицией можно делать в Сибири. Но он остался верен однажды сделанному выбору. И хотя, по его словам, он далеко «не от каждой картинки сибиряка впадал в экстаз», готов поспорить со скептиками, которые считают, что «все искусство там, а здесь лапти плетут». В настоящее время работает над книгой «Художественная жизнь Новосибирска».
В редакцию мы пригласили Павла Муратова в преддверии X региональной художественной выставки «Сибирь», которая будет проходить в сентябре. Традиция подобных выставок была прервана в начале 90-х, и возрождается только теперь. Для города, принимающего выставку, подобный «смотр» художественного искусства не только возможность познакомиться с положением дел в регионе, но и хороший повод вспомнить, как все начиналось и складывалось у нас. Разговор главным образом касался истории становления и развития изобразительного искусства в Новосибирске. Вел беседу Олег Донских, хорошо знакомый нашим читателям по постоянным публикациям в «ВН».
Художественную историю Новосибирска принято делить на три периода. Первый это период саморегулирования и самоорганизации, когда жизнь художников, по словам искусствоведа, «протекала без присмотра» организаций и журналистов. Второй этап более организованный, он начинается в 30-е годы (в 1932-м создан Союз художников) и заканчивается началом 1990-х. И, наконец, третий этап этап нынешний. Искусствовед сравнивает его с первым периодом, отмечая, однако, что сегодня отсутствует та консолидация сил в культуре, какая была свойственна художественному искусству периода его начала.
Известно, что в период своего становления художественная жизнь развивалась по двум направлениям церковному и светскому. Насколько оба они были представлены в Новониколаевске-Новосибирске?
Новониколаевск, как известно, был достаточно маленьким городишкой. Но на этой очень небольшой территории действовало немало церквей. И большинство художников конца XIX начала XX века так или иначе имели отношение к иконописи. Одни художники непосредственно занимались иконописанием, другие начинали с иконописи, потом оставляли ее, при случае выполняя для церкви частные заказы. Иконопись того времени, надо заметить, в малой степени была иконописью рублевского образца.
За XVIII-XX века произошло взаимодействие между реалистической живописью и живописью церковной. Если вам доводилось бывать в старых церквях в том же Томске, то там можно увидеть иконы Панкрышева (он работал и для нашего храма Александра Невского) прекрасно рисованные, написанные с чувством объема и пространства. Так вот, в газетах Панкрышев давал объявления, что его мастерская делает иконы и росписи церквей во всех стилях: греческом, византийском, «фряжском» и живописно-реалистическом.
Говорить о художниках, как вы называете, светского направления дело непростое, поскольку с системными художественными школами в Сибири все складывалось очень сложно. Первые системные школы появились в Иркутске и Томске в 1910 году. В остальных же местах их не было. Своих художников было мало, и искусство развивалось силами приезжих мастеров и ссыльных.
С какого времени мы можем говорить о сибирских художниках как о более или менее организованном сообществе? Связано ли это с началом выставочной деятельности?
Переломным, если говорить о выставках, организованных местными художниками (проезжие выставки бывали здесь много раньше), безусловно, был 1927 год, когда открылась Первая Всесибирская выставка живописи, скульптуры, графики и архитектуры. Она многое определила в художественной жизни края. В Новониколаевске к этому времени была своя живописная мастерская, которая делала и орнаменты, и картинки, и портреты. Мастерская была ремесленная, многостаночная, но из нее, например, вышел живописец Павел Якубовский.
В 20-х годах в Новониколаевск переехал Сибревком, и сюда потянулись люди. Из Омска к нам в те годы переместилась вся редакция газеты «Советская Сибирь». Большинство выставок этого времени проходило именно в «Советской Сибири». Там же устраивались встречи с художниками. То есть постепенно в городе начала накапливаться критическая масса
Подходом к выставке 1927 года можно считать художественную выставку в Иркутске в 1910-м. Естественно, на всесибирский охват мощностей ни у одного города не хватало. А к 1927-му уже было создано общество художников «Новая Сибирь», имеющее филиалы в сибирских городах. Выставка 1927-го была всесибирской в полном смысле этого слова. Свои работы на ней представляли не только художники крупных городов, но и таких, как Ачинск или Минусинск. Из Минусинска, кстати, вышел Александр Заковряшин
Второй период, пожалуй, самый известный
Это самообман. На вопрос: «Когда был создан Союз художников?» все, как пионеры, поднимают руку: «В результате постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года». Но юридически Союз художников это общественная организация, которая, как известно, должна возникать в результате общего собрания и принятия устава. А организационный съезд прошел только в 1957 году А между этими двумя ясно обозначенными датами было много всего интересного.
С одной стороны, конечно, создание Союза было для художников безусловным благом и спасением, поскольку при определении «искусство принадлежит народу» художник не имел права продавать свои работы. Николай Грицюк я был тому свидетелем на обратной стороне своих картин, когда к нему приходили иностранцы с кошельками, писал: «Подарено». В противном случае у покупателя, а в первую очередь у самого художника, возникли бы проблемы. И если бы не был создан Союз художников при, условно говоря, поддержке государства (там тоже все сложно), то художники просто вымерли бы.
После создания Союза между художником и государством возник полугласный договор: «Мы вас холим и лелеем, а вы нас хвалите». И, тем не менее, на первых краевых выставках в 19331934 годах выставлялись хорошие картины. Хотя и сценарии таких выставок писались, и заказы давались. Вы пишете «Ленин в Шушенском» самую большую картину, вы «Побег Сталина из тюрьмы», а вы, так и быть, натюрморт с цветами, но чтобы было красиво.
Шла своя игра, хотя никто ни во что не играл, всем все было понятно. Посмотрим картинку Григория Ликмана 37-го года «Выступления Куйбышева «. Там все как будто как надо: и Куйбышев, и митинг, и слушатели. Но, если всмотреться внимательнее, то начинаешь понимать, что живопись-то чистой воды пленэр. А пленэр, как известно, предполагает созерцательность. И эта созерцательность напрочь размывает агитационный сюжет. То есть, что сделал Ликман: он просто сказал »тю-тю-тю«. И при этом картина была принята, похвалена и хорошо оплачена. И это «тю-тю-тю» было на протяжении всей истории
Хотя бывали и смелые решения. Возьмем того же Николая Грицюка. К нему в мастерскую ходили, как в академию и свои, и приезжие. А что на стенках у него было? Сплошная абстракция! Начиная с 58-го года, эта декоративная веточка у него начала распускаться, и зацвела пышным цветом, особенно в последние годы (а умер он в 1976-м). Уже не было никаких «домиков», хотя написал он их миллион. Диву даешься, насколько это была Богом созданная для живописи натура. Хотя, опять же: у нас Днепрогэс, у нас Новокузнецкий КМК, а у него «домики».
Сейчас есть немало людей, которые говорят, что в те времена ничего хорошего в искусстве не было. А работы Грицюка! И жил он не совсем бедно. И работы его выставлялись, и в каталогах воспроизводились, и закупали их у него охотно, и в члены выставкома он был включен. И хотя официальная установка при отборе работ на зональные выставки была строго прописана, и в каталоге, и по всем документам она проходила как «Зональная художественная тематическая выставка «Сибирь социалистическая», реально на выставку отбирались картины, отражающие всю полноту художественной жизни того периода. И к однозначным выводам можно прийти, только имея для этого определенное намерение. А объективно для этого никаких оснований нет.
Каких художников того периода вы назвали бы среди самых интересных?
Ну, это все равно, что спрашивать, если вас отправят на Марс, какую вы книжку с собой возьмете? А взять можно только одну
Вы можете взять несколько
У нас были интересные книжные графики. В 6080-е годы наше Западно-Сибирское книжное издательство выпускало прекрасные детские книжки. И все наши самые смелые художники Ефим Аврутис, Эдуард Гороховский, Спартак Калачев кинулись туда. Книжная графика представлялась и на выставках. Большинство художников, к сожалению, уехали из города: Аврутис в Москву, Гороховский умер в Германии Так что, если бы не уезжали и не умирали, то называть имена было бы много легче.
В скульптуре у нас было два безусловных столпа: Вячеслав Телешев и Валерия Семенова. Телешев очень грамотный, умелый мастер. Он мог бы создать свою школу, если бы было, где ее создавать. Но в 1963-м, когда Телешев к нам приехал, здесь была пустыня. Валерия Семенова была человеком, способным к импровизации. Приведу один пример. Привел я как-то к ней в мастерскую студентов. Она лепила этюд, работала в глине, сняла со станка, понесла ставить на полку сушить и выпустила из рук: плюмс лепешка. Ну, Валерия Елизаровна волосы рвать на себе не стала. Попили мы с ней чайку, встала она, походила вокруг и говорит: «А ты знаешь, тут что-то есть». И стала рассматривать эту лепешку как пластическую форму, с которой можно работать. Телешев бы этого никогда не сделал другая натура. Он не хуже, он другой
Из живописцев у нас были братья Василий и Иван Титковы. Их портрет тоже одной краской не напишешь. Иван Васильевич не только картины, но и рассказы писал. Был он на редкость трудолюбив. Во всем, что им сделано, особых взлетов, на мой взгляд, нет, но есть некий средний приличный уровень.
Из художников-монументалистов Александр Чернобровцев и Владимир Сокол. Владимир Сокол, в частности, сделал много панно и мозаик (из сохранившегося мозаичные панно на здании издательства «Советская Сибирь», панно, посвященное строителям Новосибирской ГЭС, и 18-метровое деревянное панно «Богатство Сибири» в фойе Дома ученых Академгородка. Прим. «ВН»). У меня составлена картотека панно и мозаик, выполненных нашими художниками. В городе их были сотни! Скажи об этом сегодняшнему новосибирцу не поверит.
Куда же они все делись?
Практически ничего не сохранилось. Сгорели деревянные панно в здании Речного вокзала. Нет панно из графита в ресторане гостиницы «Новосибирск». Из ресторана «Золотая долина» в Академгородке панно «Охота» тоже исчезло неизвестно куда. Деревянное панно, когда-то украшавшее интерьер кафе «Сказка», просто взяли и вынесли на помойку
Список можно продолжать до бесконечности. Ничего не осталось, например, из произведений скульптора Бориса Ермишина был такой, кроме «Головы скорбящей матери», которая является элементом композиции «Монумент Славы» Александра Чернобровцева.
Не сохранилась, а была неплохая коллекция живописи, которая хранилась на худграфе пединститута. Где эти картины? Все очень просто: комендантша их при случае снесла в подвал, а там прорвало трубу с горячей водой. Вся живопись на этом и кончилась. Таких историй можно приводить множество. Все они на одно лицо. Беден наш город. А бедность наша результат того, что хозяин мот, транжир и разгильдяй
А позитивные какие-то примеры находок, для вас неожиданных, не припомните?
Позитивность в том, что мы есть и мы работаем. Хотя мы знаем негатив лучше тех, кто к этому не причастен
На вопрос журналистов: «Как вы оцениваете настоящий период художественной жизни города?» Павел Муратов ответил: «В полном соответствии с Древним Римом, где главным лозунгом было: «Хлеба и зрелищ». И вместо подробного разговора о текущем моменте предложил просто прийти на открытие X региональной выставки.
Что мы там увидим?
Пеструю скатерть