Аэродинамическую трубу установят в НГУ

Ученые установят аэродинамическую трубу в Новосибирском государственном университете. Будущие физики уже со второго курса смогут изучать главный лабораторный инструмент аэродинамики. А потом, возможно, помогать авиаконструкторам создавать летательные аппараты будущего.

Вылететь в трубу – не об этой установке. Она не расточает - помогает приобретать знания о природе потока газов. У трубы есть канал и вентилятор. Как ведет себя поток воздуха на поверхности тела, помещенного в установку, и есть зона интересов ученых, причем, всего мира. К этому таинству теперь будут приобщать и будущих физиков.

«Со второго курса можно начинать изучать вот на таких простых вещах. Потом, если заинтересует тема, уже детально работать в наших лабораториях на 4-5 курсе. Такая практика существует, студенты приходят «сырыми». Но с этой установкой они могут иметь хорошие знания для плодотворной работы в наших институтах», - рассказал ведущий научный сотрудник лаборатории института теоретической и прикладной механики СО РАН Михаил Катасонов.

Кроме передовой лабораторной базы, студентам гарантируют и качественное преподавание. Занятия будет проводить профессор Вуд из Канады – таковы требования российского мега-гранта по подготовке молодых физиков. Все это еще раз подчеркивает важность выбранных тем и роль новосибирских ученых. Они поведение потока изучают на до-, сверх- и гиперзвуковых скоростях. В институте теоретической и прикладной механики сразу несколько аэродинамических труб. Одна из низ очень мощная, каких в мире - единицы. Хотя и создана почти 50 лет назад.

«Методы измерения за эти годы существенно выросли. Сейчас у нас полностью автоматизированный процесс проведения экспериментов, который позволяет получать панорамные, практически полные картины того, что происходит в интересующей области», - говорит член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник института теоретической и прикладной механики СО РАН Андрей Бойко.

А это, прежде всего, зона перехода ламинарного потока, то есть, гладкого и слоистого, в турбулентный, с завихрениями. Ведь то же самое крыло самолета, образно говоря, кипит в полете в тонком слое соприкосновения с воздухом. Турбулентность провоцирует все, даже заклепки на металле. В итоге - возросшее сопротивление воздуха и сжигание лишнего топлива. Управление потоком, приведение его к ламинарному состоянию - важная прикладная задача авиастроителей, которая становится реальной.

«Достигнуты новые технологии, которые позволяют делать поверхности очень ровными. Стало ясно, что мы можем делать перфорированные поверхности с помощью лазера», - рассказал заведующий лабораторией аэрофизических исследований дозвуковых течений института теоретической и прикладной механики СО РАН Виктор Козлов.

Впереди огромный фронт работ по изучению потоков. Немало загадок дают сверхзвуковые системы, не говорят уже о гиперзвуке. И даже такая специфичная отрасль, как медицина, нуждается в работах физиков. Их задача - понять природу течения крови в организме человека.

Все выпуски новостей телеканала ОТС, а также программы «Итоги Недели», «ПАТРИОТ», «Экстренный вызов», «Пешком по Новосибирской области», «ДПС – Дорога. Перекресток. Судьба», «От первого лица» выложены на сайте YouTube.