– На последней сессии Законодательного собрания НСО во втором чтении рассматривали проект бюджета на предстоящий 2018 год. Каковы основные параметры этого финансового плана, насколько он социально ориентированный?
– Основные параметры: доходы 132 миллиарда, расходы – 134 миллиарда, дефицит – 2,2 миллиарда. Источники дефицита не заемные, то есть фактически бюджет бездефицитный. Работа над бюджетом была очень кропотливая. Вершину этой работы мы наблюдали в течение ноября, когда между первым и вторым чтением активно обсуждались поправки в проект бюджета. Было рассмотрено 298 поправок. Это огромная работа, и я очень удовлетворен ходом этой работы.
Во-первых, рассматривалась каждая деталь, и ни одна из инициатив депутатов, ни одно из предложений правительства области не осталось без внимания. Во-вторых, все было сделано достаточно быстро, спокойно, взвешенно, конструктивно, что показало в принципе и обсуждение, и принятие бюджета на сессии Законодательного собрания. Я хотел бы отметить, что, конечно же, этим работа не заканчивается, она фактически только начинается. Основной документ принят на следующий год. Теперь предстоит обеспечить его реализацию. Безусловно, в течение года необходимы будут поправки. Мы, конечно же, будем работать на получение дополнительных доходов. Необходимо будет корректировать расходную часть и переставлять приоритеты. И готовиться к следующей трехлетке, к бюджету 2019, 2020 и 2021 годов.
– Что из себя представляет социальная ориентированность бюджета? Насколько учтены социальные нужды новосибирцев?– На самом деле уже достаточно избитая фраза по поводу социальной ориентированности бюджета. Такой термин можно применить к бюджету любого региона, к любому муниципалитету, потому что наибольшую долю расходов сегодня занимает социальная сфера. Это содержание образования, здравоохранения, соцсферы, культуры и так далее. Если рассматривать по этому критерию и оценивать долю расходов в бюджете, то, конечно же, он социально ориентирован. Но на самом деле социально ориентирован бюджет Новосибирской области на 2018-й год не только по этому формальному признаку, но и потому, что в бюджете заложены значительные капитальные расходы, которые направлены на строительство и ремонт важных объектов. Область продолжает участвовать в федеральном проекте по созданию дополнительных мест в средних образовательных школах, то есть будут строиться школы. Будут появляться новые объекты физической культуры и спорта. Из наиболее знаковых – принято решение о федеральном финансировании строительства нового волейбольного центра в Новосибирске. Будут продолжены и начаты новые работы на объектах в муниципальных районах. В частности, на прошлой неделе я ездил в Сузунский район, там обсуждалась необходимость реконструкции стадиона и строительства комплексного ФОКа при этом стадионе. Это решение депутатами поддержано, средства на этот объект будут выделены в 2018-м году. Будут продолжены работы по объектам системы здравоохранения, в частности, проект по строительству ФАПов на селе. И также много других мероприятий, которые подтверждают социальную направленность бюджета.
Кроме социальной составляющей, безусловно, предусмотрена составляющая, направленная на развитие инфраструктуры. Значительные средства будут направлены на поддержание, ремонт и строительство автодорог. Безусловно, Новосибирская область должна обеспечить себе необходимые темпы экономического развития, поэтому блок поддержки инвестиционной деятельности, значимых отраслей и предприятий, в частности, сельского хозяйства, также предусмотрен в бюджете в объеме ничуть не меньшем, чем это было в 2017 году. Основная структура бюджета такая: и социально ориентированная, и ориентированная на развитие.
– В нашем регионе большое количество районов, три десятка, и города областного подчинения. Как, на ваш взгляд, выглядят сильные и слабые стороны Новосибирской области? Учитывая график ваших поездок, определенное мнение у вас уже может сформироваться.– Сила Новосибирской области – в ее столице. Уникальный регион, где 2/3 населения сконцентрировано в столичной агломерации. Это раз. Второе – это регион, который является столицей, по сути, целого края, Сибирского федерального округа. И не только административной столицей, а, по сути, географической. Не зря в одном из выступлений я назвал Новосибирск «торговыми воротами Сибири».Действительно крупнейший транспортно-логистический центр, через который идет огромный поток товаров, продукции различных направлений. Это в том числе обеспечивает гармоничное развитие Новосибирской области. Сегодня многие муниципальные районы развиваются благодаря достаточно серьезному рынку потребления, который сконцентрирован на территории Новосибирской агломерации, и благодаря той логистической структуре, которая продолжает развиваться и обеспечивает выход наших производителей за границы НСО, на другие рынки, не только РФ – на экспорт. В этом, конечно же, сила Новосибирской области и определенное конкурентное преимущество.
Наша задача – чтобы эти преимущества не превратились в какие-то недостатки, потому что нельзя допустить разрыв в социальном развитии, в комфорте проживания между муниципальными районами и столичным городом. Внимание районам также будет уделяться. К примеру, проект, полюбившийся нашим жителям – «Комфортная городская среда», будет продолжаться на территории муниципальных районов. Будет уделяться внимание развитию образования, здравоохранения, сфера культуры для села очень важна. Мы будем завершать строительство Дворцов культуры, клубов, Домов культуры на территории наших районов. Будем уделять внимание развитию библиотечной сети. В таком гармоничном развитии мощного центра и динамично развивающихся районов и будет заключаться особенность и сила Новосибирской области.
– Проект «Формирование комфортной городской среды» из всех ныне действующих вызвал максимальный отклик среди населения, тем не менее, по оценке экспертов, ситуация в этом году не совсем однозначная. С одной стороны, великолепные примеры, такие как реконструкция Михайловской набережной, парк в Кольцово, а с другой стороны – немало проблемных объектов в городе Бердске. В связи с этим каким образом будет осуществляться реализация этого проекта в 2018-м году?– Я не стал бы оценивать ситуацию с реализацией этого проекта как катастрофическую, действительно есть отставание по срокам по отдельным объектам, и даже придется перенести часть работ на 2018-й год. И это не только по городу Бердску, но и по другим муниципальным образованиям. Это, конечно же, очень плохо. Реализовывать такой проект годами ни в коем случаен нельзя. Но, тем не менее, я бы не поддерживал отрицательную оценку. Да, были упущения со стороны муниципальных властей, со стороны регионального министерства ЖКХ. Но в целом проект на территории НСО реализуется достаточно успешно.
На что бы я обратил внимание – изначально этот проект был не только о благоустройстве. В этом проект был заложен и достаточно важный социальный, общественный смысл. Благодаря этому проекту планировалось активно вовлечь в благоустройство территории рядом с местом своего проживания жителей, общественных активистов. И я вижу, что в Новосибирской области в будущем, как минимум, есть, над чем поработать. В муниципальных районах я не так много видел наглядных материалов, которые бы рассказывали о том, как этот проект реализовывался в течение этого года. Я обращал внимание глав районов на то, что, например, сделана отличная площадка для детей, а рядом находится жилой дом с абсолютно неухоженной дворовой территорией. На самом деле проект был не об этом. Проект, в который вкладываются немалые средства из бюджета, предполагает, что одновременно управляющие компании, социально ориентированный бизнес, сами жители участвуют в наведении порядка там, где они располагаются. Таким образом можно расшевелить некоторую пассивность и привлечь внимание к необходимости жить действительно в комфорте. Очень яркого движения в этом направлении я не увидел, в 2018-м году нам на это нужно обратить внимание.
В принципе и проблемы города Бердска являются отражением упущения вот этой составляющей. За все, в конце концов, отвечает исполнительная власть, мэр или глава города. Но не нужно забывать, что из-за невозможности конструктивно обсудить предлагаемые места и объекты для включения в этот проект был так затянут процесс. По сути, к конкурсным процедурам, к выполнению работ вынуждены были приступить только осенью. Это лишний раз подтверждает то мнение, которое у меня сформировалось. Я думаю, ему можно доверять, потому что взгляд у меня достаточно независимый, пока еще со стороны.