Анна Каренина стала жертвой хейта на фестивале «Хаос» в Новосибирске

Фото предоставлены Виктором Дмитриевым
Второй фестиваль актуального театра «Хаос» продолжался больше полугода. За это время его зрителями и участниками стали тысячи людей. Главной фишкой «Хаоса» оказались лекции и обсуждения со зрителями после каждого спектакля. Пожалуй, впервые новосибирцам удалось так плотно приобщиться к современному театру.

Происходило многое - от арт-резиденций, в которых могли поучаствовать все желающие, до спектаклей негосударственных театров и самых громких премьер актуального искусства. Новосибирцы смотрели спектакли лежа, сидя вдоль зрительного зала; видели героев Достоевского в одеждах от модных брендов; персонажи Мольера играли в Тима Бертона, а «Анна Каренина» шла под звуки интерфейсов и рингтонов. Финальный спектакль фестиваля превратил пространство романа Толстого в социальную сеть, где зрители оказались непрошенными свидетелями чужой жизни.

Премьерные показы «Анны Карениной» режиссера Андрея Прикотенко прошли еще в конце сентября за рамками фестиваля «Хаос». К финалу фестиваля этот спектакль остался самой новой постановкой главного режиссера театра. Основные показы начнутся со второго ноября. «Анна Каренина» Прикотенко в буквальном смысле поворачивает театральное пространство и меняет угол зрения. Вместо сцены - длинный подиум вдоль зрительного зала. Персонажи романа оказываются на суперкрупном плане. Нет никакого ощущения так называемой «четвертой стены» между актерами и зрителями. Это больше похоже на то, как если бы все действие разворачивалось в твоем ноутбуке в режиме прямой трансляции.

Персонажи не выпускают из рук смартфоны, а Левин резонерствует в Инстаграме. Что останется от истории Анны Карениной в современном мире, когда развод супругов уже не проблема? Абсолютная публичность соцсетей, разрушенная коммуникация на фоне потока войсов и реплик в чатах, - отвечают создатели спектакля. История, которая казалась надуманной и несущественной в современных условиях, оборачивается виртуальным буллингом и реальным нападением. Избитая Анна остается наедине со своей историей. Цифровой аудитории уже не до неё.

Персонажи спектакля упоминают Льва Толстого в качестве отсылки к чему-то старому. Все это уже когда-то было. Режиссер спектакля Андрей Прикотенко переделал роман практически полностью, ничего не изменив в характерах персонажей и почти не поменяв сюжетной коллизии. В его спектакле высший свет похож на Рублевку, Анна – слишком молодая жена государственного чиновника, а Левин - инстаблогер. Роковой поезд в финале – то, что зрители видят лишь на экране. Жизнь изображена как виртуальная реальность для большой цифровой аудитории.