Античные девочки без ног, мальчики без рук – редкие статуи эпохи сталинизма украшают Новосибирск

Провожающие у железнодорожного вокзала "Новосибирск-Главный" – яркий символ советской эпохи. Фото Андрея Заржецкого
Скульптуры вдоль проспекта Маркса, монумент молотобойца на Красном проспекте, горнист в парке Кирова, лошадь в сквере Гагарина – так было. Что осталось от былого гипсового и бетонного наследия советской эпохи? VN.ru выяснял, где сейчас еще можно увидеть знаковые скульптуры. Публикуется повторно в рубрике «Лучшие материалы VN.RU 2021».

Мальчик без рук – сын Венеры

Если ехать по Большевистской к центру города, маленького безрукого мальчика у дома №26 можно не заметить. Его хорошо знают только пешеходы и местные жители. Полуразрушенная фигура охраняет вход в студию скульптуры Sandu.

Первый хозяин мастерской скульптор Санду Бортник, автор бюстов Достоевскому, Гоголю и Крылову, установленных на Красном проспекте, умер в 2018 году.

Сейчас хозяйка мастерской – вдова Бортника Елена Балтусова. По ее словам, на Большевистскую скульптуру мальчика привезли из Ленинского района: «Саша нашел ее в одном из дворов Ленинского района. Видимо, какая-то была реконструкция или реставрация дома. Демонтировали все, что было во дворе. И этот мальчик должен был уехать на свалку. Саша его забрал и установил около мастерской».

Новосибирский карапуз в коротких штанишках с помочами остался без рук. Как выглядела эта скульптура в своем первозданном виде, никто пока не выяснил. По словам Елены Балтусовой, скульптура явно тиражная, но ее аналогов не нашли. Держал ли мальчик в руках панамку, мячик или совок с ведерком – предстоит додумать скульпторам-реставраторам.

Скульптура мальчика на улице Большевистской. Фото Андрея Заржецкого

Малыша с улицы Большевистской, скорее всего, заберут в музей Новосибирска. «Скульптура здесь уже стала таким опознавательным знаком, символом этого района. Но мне, честно говоря, не нравится, что он стоит около мастерской, слишком он жалко выглядит, – рассказала VN.ru Елена Балтусова. – Весной на нем висят сосульки. Конечно, его надо реставрировать».

В музее Новосибирска тем временем ищут скульптора, который займется этой реставрацией. Безрукого мальчика должны были передать скульптору Игорю Самарину, но он трагически погиб в сентябре 2021 года в отеле Marriott. По словам директора музея Елены Щукиной, пока остается в силе договоренность с архитектурной академией о реставрации скульптуры. Как планируют в музее, мальчик мог бы стать центральным объектом выставки, посвященной юбилею завода «Сибсельмаш».

«Мы планируем выставку, посвященную именно тридцатым годам. Одна часть экспозиции будет про становление производства, а вторая – про жизнь и быт заводчан. Про ДК Клары Цеткин и спортивные традиции завода», – рассказывает Елена Щукина.

Фигуры на Станиславского

Дворы в районе улиц Котовского и Станиславского, там, где сейчас стоит заброшенное здание ДК Клары Цеткин, когда-то были очагом общественной жизни левобережья. Здесь находились сцена, фонтан и множество скульптур. Художник Владимир Авдеев вспоминает: «Вокруг фонтана стояли скульптуры: баскетболистка – ее я хорошо помню, футболист, дети обливались и, по-моему, фигуристка еще была».

Девочка с лейкой на дворе на Станиславского, 1. Фото VN.ru

Девочка с лейкой и сейчас стоит во дворе на Станиславского, 1. Двор давно огорожен – для того, чтобы увидеть статую поближе, приходится ждать, когда кто-то из жильцов откроет калитку. Девочка (ей не больше 10 лет) сейчас стоит на центральной клумбе. «Ножки пришлось прикрыть девичьим виноградом, – рассказывает жительница дома Нина Музыка, – из них арматурины торчат». По словам жителей дома, эта побеленная статуя – единственная оставшаяся от большой скульптурной группы.

«Был еще мальчик здесь, сейчас он у нас в подвале лежит, – продолжает рассказ Нина Музыка, – отбили ему ноги и одну руку, и нам пришлось его убрать. Конечно, мы бы хотели его реставрировать, но у нас нет средств таких. Он рядом с девочкой стоял, немножко согнувшись».

Владимир Авдеев, один из знатоков истории Ленинского района, говорит, что в первоначальном варианте девочка поливала не клумбу, а того самого мальчика, который сейчас отдыхает в подвале.

Ресторан «Россия»

Художник хорошо помнит, что когда-то несколько ближайших дворов, сад Кирова, нынешний сквер Гагарина и сквер Металлистов (на месте нынешнего Монумента Славы) были уставлены скульптурами.

Много скульптур было в сквере у кинотеатра «Металлист». Фото из архива Владимира Авдеева

– И куда они все пропали?

– Большой демонтаж был в сквере Гагарина, когда там строили новый кирпичный дом на месте бывшего ресторана «Россия», – рассказывает VN.ru Владимир Авдеев. – Тогда вырубили сквер и очень много скульптур просто выкинули. Правда, тогда они уже были в плохом состоянии – это были бетонные отливки не очень хорошего качества. Возможно, мальчик без рук с улицы Большевистской тоже из сквера, который сейчас называется сквером Гагарина.

Помимо пионеров и спортсменов, были в сквере и скульптуры животных. В самом дальнем углу стояла бетонная лошадь с жеребенком. «Лошадь была практически в натуральную величину, и все пьяные из ресторана «Россия» пытались на нее залезть», – делится воспоминаниями Владимир Авдеев.

Советские эллины

Как говорят исследователи советской скульптуры, с конца 20-х годов прошлого века главным ориентиром для большинства ваятелей стали античные статуи. Импрессионизм и модерн отходят на второй план. Идеализированный ландшафт с прекрасными девушками и юношами, спортсменами и рабочими из побеленного бетона – такими должны были стать парки, скверы и дворы советских людей.

Именно поэтому на Красном проспекте, на месте снесенной часовни Святого Николая, появляется молотобоец, а вдоль проспекта Маркса встали каменные атлеты и величественные, побеленные известью мужчины и женщины.

Статуи на проспекте Карла Маркса. Фото из фондов Музея Новосибирска

Директор музея Новосибирска Елена Щукина хорошо помнит белоснежные фигуры на проспекте Маркса у корпусов и общежитий НЭТИ. А как и когда они бесследно исчезли – сейчас уже неясно.

Сталин на дне реки

«Были еще добрые скульптуры вождей, – рассказывает Елена Михайловна, – памятник сидевшим на лавочке Ленину со Сталиным был хорошо известен всем новосибирцам. Все фотографировались на их фоне. Сначала этот памятник стоял в парке у метро «Октябрьская» (там, где сейчас фонтан со Змеем Горынычем – прим. Ред.), а потом его перенесли к клубу Жданова. У нас в музее есть фотографии этого памятника там и там». Как утверждает Владимир Авдеев, Ленина со Сталиным, сидящих на лавочке никуда не переносили. Таких памятников в Новосибирске было два.

Памятник Сталину в сквере «Металлист», где сегодня располагается Монумент Славы

Еще один знаменитый Сталин стоял в сквере у кинотеатра «Металлист», на месте нынешнего Монумента Славы. «Я его уже не помню, – рассказывает Владимир Авдеев, – памятник снесли, когда мне было четыре года. Но когда мы ходили в кинотеатр «Металлист», всегда кто-нибудь говорил: «Вот здесь стоял Сталин».А сам памятник бросили в протоку на улице Большой у завода имени Кузьмина. И у меня есть знакомые, которые знают, где он там лежит». По словам художника, его знакомые мальчишки купались в протоке как раз, когда там топили Сталина.

Следы исчезнувшей цивилизации

Из всех советских вождей, пионеров и спортсменов в Новосибирске остались Ленины. Помимо монумента на одноименной площади, памятники вождю мирового пролетариата до сих пор стоят на территориях заводов и у районных администраций.

Далеко в угол парка, названного его именем, передвинут памятник Сергею Кирову. Его тоже успели забыть и потерять, но потом все-таки отреставрировали и вернули на место.

Как рассказал VN.ru Владимир Авдеев, в отличие от множества тиражных скульптур, у памятника Кирову есть авторы. Это скульпторы Василий Ковшов и Анисим Овчинников. Они начинали работать форматорами у знаменитой Веры Штейн – автора барельефа на фасаде Новосибирского оперного театра. По словам Авдеева, в дальнейшем Василий Ковшов стал очень плодовитым скульптором. В Новосибирске было множество его работ, несколько скульптур стояло на территории паровозоремонтного завода.

Белоснежные статуи на перроне вокзала – классический образец советской эпохи. Фото Андрея Заржецкого

Более других повезло белоснежным статуям на перроне вокзала «Новосибирск-Главный». Мужчина и женщина с детьми в приветственных позах уже много лет встречают и провожают гостей Новосибирска. Эти фигуры – классические образцы советской эпохи.

Самые интересные материалы сайта за все годы объединены в рубрике «Лучшие материалы VN.RU».