Подсчитано, что статуи Петра и Февронии стоят уже в 60 городах России. Сейчас это самые популярные святые, которым установлены памятники. Николай II, Сергий Радонежский и Александр Невский остались далеко позади по своей популярности. Новосибирские Петр и Феврония появились в России одними из первых.
Сначала маленькую статуэтку Петра и Февронии вручали в качестве приза участникам фестиваля детских фильмов «В кругу семьи». А потом организаторы фестиваля актеры Александр Ковтунец и Валерий Золотухин получили благословение на установку памятников. Автором и статуэтки, и первых памятников стал Константин Чернявский.
Первые четыре скульптуры должны были осенить крестом Россию. Новосибирск оказался в восточной точке этого креста. В Нарымском сквере памятник установили ровно десять лет назад.
«Была идея сделать такой крест из памятников: север России, юг, запад и восток соответствовали Архангельску, Сочи, Ярославлю и Новосибирску. Потом появились Владивосток, Екатеринбург и другие города», – вспоминает Константин Чернявский. Помимо него, авторами памятников Петру и Февронии стала плеяда российских скульпторов. Но большинство работ на эту тему принадлежит Чернявскому.
Петр и Феврония в ладье, под деревом, с голубями и со свитками – всего автор новосибирской скульптуры создал двенадцать вариантов эпизодов жития святых. Но бронзовый зайчик есть везде.
«Изображение зайчика возле пары святых очень любят тереть на удачу. Ко мне даже студенты православного колледжа обращались с вопросом – а что означает этот зайчик? Якобы в западной культуре заяц обозначает плодовитость. Я говорю: ничего подобного. Зайчик – это просто деталь из жития. Когда Петр и Феврония первый раз встретились, она работала за ткацким станком, а рядом прыгал зайчик. Зайчик в этой композиции обозначает только эту деталь их жития», – развенчивает мифы скульптор.
Тем не менее, новосибирский зайчик позади святой благоверной пары уже блестит от прикосновений почитателей, а свежие цветы у памятника – десятилетняя традиция.
По словам Константина Чернявского, за образец своих Петра и Февронии, он брал иконописные образы муромских святых. В Новосибирске памятник установлен у храма. Возможно, именно поэтому наши Петр и Феврония воспринимаются как скульптурная икона.
В разных городах бронзовые святые установлены по-разному: где-то рядом с храмом, а где-то просто в сквере. Законность и статус памятника в Перми даже проверяла прокуратура Пермского края. Осенью 2013 года надзорные органы пришли к выводу, что скульптура не может считаться объектом религиозного значения и установлена для формирования светских традиций.
Как рассказывает Константин Чернявский, историю муромского князя и дочери пчеловода бабушка рассказывала ему в детстве. Средневековую «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и сейчас можно читать как житие, как любовный роман или детскую сказку с зайчиком, ульями и чудесным исцелением.