Четыре признака интернет-мема вычислили ученые

Ждун с трогательными глазами, инопланетной внешностью и человеческими руками стал излюбленным мемом россиян. Коллаж музея города Новосибирска
Плакаты, анекдоты, фразеологизмы или карикатуры – откуда взялись мемы, всерьез исследуют эксперты-филологи в Новосибирске. Обязательные признаки интернет-мемов, с точки зрения науки: способность к репликации (тиражированию), смеховое начало, сочетание экспрессии и антинорма. А жизненный путь мема от «Языка падонкаф» до «баяна» обидно короток.

«Мемасик – это шутка с картинкой», – говорит молодежь. Для ученых мем – культурная информация, которая может копироваться и повторяться.

Мыш (кродёться) 

Потрясший Twitter в 2018 году мем про крадущуюся мышь специально демонстрирует отход от нормы языка. «Мышь» обязательно пишется без мягкого знака, а «крадётся» — с орфографическими ошибками и в скобках. Такая надпись, как правило, добавляется к изображению любой мыши, либо к любому объекту, который крадется.

Фото с сайта twitter.com 

Погрузиться в пучины интернета пришлось новосибирскому филологу, чтобы рассмотреть интернет-мемы как объекты лингвистического изучения. «Мем должен обладать как минимум четырьмя признаками: способность к репликации, смеховое начало, сочетание экспрессии и стандарта и отход от нормы, – говорит кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии НГТУ Анастасия Кротова. – Любой мем описывает некую ситуацию, высмеивает ее. Это может быть дружеское подбадривание, легкая ирония, языковая изнанка и довольно жесткий стеб. В любом случае наличие смехового начала в меме обязательно, это его онтологическая сущность».

Но это не точно 

Пользователь сайта «Пикабу» RZ25 в 2015 году опубликовал картинку с надписью: «Воробьи — это дети голубей. Но это не точно». А рэпер и ведущий шоу на YouTube Big Russian Boss распространил мем в широкие массы, используя фразу в конце утверждения и подразумевая, что не до конца уверен в своих словах. Сейчас мем используют для предположения, которое трудно доказать или опровергнуть.

Фото с сайта picabu.ru

Мем иначе называют антинормой, он создается как яркое средство выразительности, но в то же время имеет свои стандарты. «Можно сравнить мемы с плакатами на митинге. И то, и другое – язык заговорившей улицы, возможность высказаться, та самая «культура участия», о которой размышляют серьезные исследователи. Вдобавок это и возможность найти единомышленников, солидаризироваться с помощью короткого высказывания, – считает автор книги «Мемы как они есть» Светлана Шомова. – Принципиальной новизны жанра в мемах немного – они похожи порой на карикатуру, порой на анекдот, порой на символическое сообщение. Ощущение новизны этому явлению придала платформа, на которой они распространяются и которая сообщила их вирусной силе беспредельный масштаб». Придуманная кем-то шутка или картинка моментально распространяется среди интернет-пользователей, которые привносят в нее что-то свое. 

В интернете даже есть генератор мемов, который предлагает заготовку, а текст к картинке можно придумать свой.

История современных мемов начинается с «языка падонкаф», коронных и узнаваемых фраз с намеренными орфографическими ошибками – «привет, медвед», «йа креведко». Лингвисты считают, что мода на несуразные эрративные выражения вновь возвращается.

Фраза «Привет, медвед» возникла на просторах Рунета в 2006 году, получив широкое распространение после появления на сайте Dirty.ru картины Джона Лури «Bear Surprise». Заставший туристов на природе за непристойными занятиями антропоморфный медведь задирает лапы вверх и произносит фразу «Surprise!» («Привет!») Пользователи Сети в России назвали картину «Привет, Медвед».

Фразеологизм или мем? 

Лингвистами мем изучается как языковая единица, как носитель культурной информации и как коммуникативный элемент. Мемы чем-то похожи на всем нам известные устойчивые выражения или фразеологизмы. У них есть общие признаки: они стабильны и воспроизводимы. Их отличает то, что мемы сопровождаются картинкой. Рано или поздно наступает время, когда мему уже не нужна картинка, он сам превращается во фразеологизм. «Мем и фразеологизм — неразделимы. Пользователям всегда проще и быстрее «запостить» картинку и дать какую-то подпись, чем публиковать длинный текст и пересказывать какую-то историю, именно поэтому мемы так популярны», – считает Анастасия Кротова.

Это фиаско, братан 

«Это фиаско, братан» — фраза стала вирусной после нашумевшего на просторах интернета видео с неловкой собакой породы сиба-ину по кличке Стив. Хозяин предупреждает Стива, чтобы пес переходил по доскам через реку, сопровождая это фразой: «Иначе будет фиаско». Когда собака все же срывается в воду, хозяин за кадром обреченно вздыхает: «Это фиаско, братан!» Так фраза из видео стала мемом о неудачах, иногда ее дополняют картинкой грустной собачьей морды. 

Фото с сайта memepedia.ru

Нельзя просто так взять и… 

Фраза «Нельзя просто так взять и…» до 2012 года использовалась как обычное повседневное выражение. Но народное творчество превратило фразу в мем, взяв за основу кадр из первой части трилогии «Властелин колец», когда один из персонажей Боромир говорит, что просто так войти в Мордор не получится. Со временем отсылка к трилогии стала забываться, а кадр из фильма обрел постоянную форму в виде мема, дополненного двумя фразами: «Нельзя так просто взять и…» и любым подходящим по смыслу окончанием. Мем используется в случаях, когда по замыслу автора действительно нельзя выполнить что-то легким путем.

Жизненный цикл мема ярок, но короток. Превращение во фразеологизмы – это конечный этап всех мемов. Как только мем становится устойчивым выражением, интерес с нему падает. Как и любая мода, мем со временем превращается в «баян», теряясь на фоне более злободневных тем и картинок.