Полтора года ушло у инженеров НГТУ НЭТИ и фирмы «Авиареставрация» на восстановление раритетного истребителя времен Великой Отечественной войны Ла-5. Это первая точная реконструкция одного из самых массовых истребителей ВОВ.
Уникальный истребитель на 80% состоит из дерева – это единственный массовый цельнодеревянный истребитель Второй мировой войны. В то время страна испытывала большие проблемы с производством алюминия, который необходим для авиастроения. Дерево хоть и было более тяжелым и менее долговечным, зато выигрывало в доступности и стоимости. Конструктором модели истребителя Ла-5 стал С. А. Лавочкин. Единственные металлические детали машины – шасси, силовая установка и вооружение.
За минувшие с окончания войны годы деревянные детали не сохранились. Поэтому инженерам НГТУ пришлось заново склеивать фюзеляж, его выполнили из березового шпона в шесть слоев, наподобие папье-маше. Кропотливая работа заняла 16 месяцев.
Попытки восстанавливать Ла-5 предпринимались и ранее, однако никому пока не удавалось создать точную копию самолета. Когда истребитель будет полностью восстановлен, его передадут в музей военной техники города Верхняя Пышма Свердловской области, это крупнейший в России музей боевой авиации.
«Когда меня спрашивают, где мы нашли этот самолет, я отвечаю — в Маслянинском лесхозе», — шутит профессор кафедры прочности летательных аппаратов и руководитель проекта по восстановлению Ла-5 Владимир Бернс.
Всего в СССР произведено почти 10 тысяч Ла-5 разных модификаций. Несмотря на свою большую массу, он был одним из самых скоростных советских истребителей за счет того, что конструкторы смогли установить габаритный, но мощный двигатель АШ-82. Впервые Ла-5 появился в небе в битве за Сталинград, массово использовался на Курской дуге. Именно там на Ла-5 одержал свою первую воздушную победу знаменитый советский ас Иван Кожедуб. На Ла-5 также летал легендарный советский безногий летчик Алексей Маресьев, прототип главного героя культового советского романа «Повесть о настоящем человеке». Бои на Курской дуге показали, что Ла-5 превосходит в воздушном бою основной немецкий истребитель Восточного фонта Фокке-вульф Fw 190.
Еще несколько десятков лет назад авиационные специалисты из Англии были уверены, что воссоздать технологию работы советских военных авиастроителей в России не смогут – нет такой же древесины и соответствующих клеев. Предполагалось, что в качестве древесины для фюзеляжа подойдет лишь белая канадская ель, иначе, спрус. Но российские специалисты провели сравнительные испытания образцов из сибирской сосны и канадского спруса по международным правилам. И доказали, что сибирская сосна по прочности не уступает канадской. А российские клеи менее технологичны, но выдерживают большие нагрузки, чем английские.