Дети с аутизмом учатся общаться в новосибирской школе

Фото Никиты Давыденко
Утро Саши Бондаря начинается, как и у многих первоклассников, рано. Нужно позавтракать, одеться, пойти в школу. Обычная для многих российских семей картина. Но для семьи Бондарь еще недавно она была немыслимой — ​с тех пор как в возрасте двух лет Саше поставили диагноз «аутизм», казалось, путь в общеобразовательную школу для него закрыт. Дети с таким диагнозом боятся большого скопления людей, а каждый новый человек в их окружении вызывает приступы паники.

Волшебнй День знаний

Семьи, где растут дети-аутисты, имеют ограниченный круг общения. Их малыши, сохраняя острый ум и хорошие интеллектуальные способности, с трудом находят общий язык с окружающим миром, а потому таких детей редко отдают в обычные сады и школы — ​родители занимаются с ними дома сами, приглашают частных педагогов или обучают в специальных группах, где учатся такие же аутичные дети. Многие мамы и папы объединяются — ​так легче проводить занятия, пробовать новые методики. Семья Бондарь не исключение: вместе с другими родителями детей-аутистов они организовали некоммерческую общественную организацию «Атмосфера». Ежедневно занимаясь с ребятами, они мечтали о том, чтобы их дети пошли учиться в обычную школу.

В то время как в Европе и США это давно стало нормой, в нашей стране такая форма обучения казалась невозможной. Но идею общественников поддержали. Центр прикладного анализа поведения НГУ занялся подготовкой специалистов для работы с особенными детьми. Гимназия «Горностай» стала площадкой для обучения детей. Фонд помощи Авдотьи Смирновой «Выход» выделил средства для реализации проекта. Родители-общественники также получили грант от министерства региональной политики на обучение специалистов-тьюторов и обустройство класса: теперь под потолком ресурсного класса раскачивается гамак, на мягком ковре стоят кресла-пуфы, а парты разделены специальными перегородками, чтобы дети не отвлекались во время личных занятий.

И вот 1 сентября Саша Бондарь и еще четыре мальчика-аутиста вместе со своими обычными сверстниками стояли на торжественной линейке перед гимназией «Горностай» и держали в руках букет цветов для первой учительницы.

— Я никогда не представлял, что мой сын может пойти, как любой другой ребенок, в школу. Хотя Саше трудно общаться со сверстниками, он к ним тянется. Он очень любит проводить время со своим двоюродным братом. И мы всегда хотели, чтобы он развивал навыки общения в обычной школе, — рассказывает Евгений Бондарь, Сашин папа. — И когда 1 сентября мы всей семьей пришли на линейку, как и другие семьи, я не мог сдержать слез, это совершенно волшебное чувство!

Вот уже два месяца Саша посещает ресурсный класс. Пока ресурсный… Первое время аутята занимаются отдельно от обычных ребят — ​так им проще освоиться, привыкнуть к новой обстановке, а ведь именно смена обстановки и окружения — ​главный раздражитель для таких малышей. Активные и веселые дома, они замыкаются в обществе, уходят в себя. Поэтому у каждого в классе есть «свой человек» — ​персональный наставник-тьютор. Он помогает детям не отвлекаться от урока, подбадривает и успокаивает в случае эмоциональных вспышек. Каждый тьютор прошел специальное обучение: это и педагог, и психолог, и медик в одном лице. Учителя — ​а он в классе один — ​тоже готовили к проекту. Теперь он знает, что с каждым из этих детей нужно заниматься индивидуально, выстраивать свою программу. Вот педагог подходит к Саше, показывает картинки и спрашивает, что мальчик видит на них. «Зайчик несет подарок ежику, а лисичка собирает грибы», — ​рассказывает Саша. «Молодец!» — ​кивает головой учитель и вручает награду — ​специальную карточку-галочку и наклейку с оценкой.

Вроде бы вопросы совсем не на уровне первого класса, с таким заданием и дошкольник бы справился. Но главное для аутистов научиться общению. Вопреки стереотипам счет и чтение даются таким детям легко, намного сложнее — ​умение делиться с другими людьми своими мыслями.

Уроки толерантности

Казалось бы, зачем таким детям идти в общеобразовательную школу? Строили бы для них отдельные учебные заведения, и проблемы не было. Однако практика показывает, что включение в обычный класс дает свои результаты — ​постепенно, шаг за шагом, приобщаются к жизни. И опыт «Горностая» это подтверждает: прошло всего два месяца занятий, а некоторые ребята из ресурсного класса уже начали посещать занятия с обычными детьми.

— Дети пошли в обычный класс не просто так, к этому событию их готовили: предупреждали, что часть уроков они будут заниматься в общем классе, где будет много детей, рассказывали, как зовут учительницу, показывали ее фотографию, — говорит Елена Колесникова, учительница ресурсного класса. — ​Ведь самый большой стресс для таких детей — ​незнание того, что будет происходить дальше.

Готовили и будущих одноклассников детей-аутистов, и их родителей. Многие опасаются таких особенностей: мол, аутисты могут быть агрессивными или эмоциональными вспышками испугают других детей. Все эти страхи развенчали, провели собрания, объяснили модель обучения и растолковали проблемные вопросы.

— Через управляющий совет мы познакомили всех родителей с этой программой и не встретили сопротивления родительского сообщества. Наши педагоги, особенно младшей школы, тоже отнеслись с пониманием. Изначально была определенная тревожность, но теперь прошла, ведь уже два месяца дети занимаются, и негативных сигналов у нас нет, — ​пояснила директор образовательного центра «Горностай» Ирина Путинцева.

У родителей было опасение, что учительница будет много внимания уделять аутистам, а на обычных школьников времени не останется. Но, узнав, что тьютор будет сопровождать ребенка на каждом уроке и индивидуально объяснять то, что он не понял из рассказа учителя, убедились, что помехой для других учеников аутисты не станут.

— Основная проблема — ​недостаток информации, из-за незнания особенностей этих детей многие их боятся. Но нам все подробно рассказали, поэтому страха у нас не было, — ​говорит Екатерина Залонова, мама одного из одноклассников Саши Бондаря. — ​Напротив, родители с энтузиазмом поддержали идею совместного обучения, потому что так наши дети становятся более толерантными и коммуникабельными.

Пока что ученики ресурсного класса посещают лишь несколько уроков в день, но постепенно дети будут все больше времени проводить со своими новыми одноклассниками. В идеале они смогут посещать обычные классы без поддержки и постоянно — ​это основная цель проекта. Опыт зарубежных стран показывает, что аутичный ребенок постоянно нуждается в стимуляции для перехода к более сложным отношениям с миром и с людьми. Ее нельзя организовать искусственно, дома или в классе с такими же, как он, детьми, но можно получить в обычной жизни, где перед ребенком постоянно встает необходимость «собираться» и решать новые задачи. И создание именно таких классов, где аутисты занимаются вместе с обычными детьми, но при этом есть тьютор, который персонально объясняет им программу, — ​первый шаг на пути к социализации необычных детей в обычной жизни.

Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №43 от 27 октября 2017 года