ЕГЭ-2018: по каким предметам 100 баллов у новосибирцев

Иллюстрация из архива газеты «Вечерний Новосибирск»
На данный момент по сравнению с прошлым годом  в Новосибирской области на 30 человек меньше сдали ЕГЭ на 100 баллов.

Врио министра образования области Сергей Федорчук рассказал, почему при этом он доволен результатами и какие дополнительные экзамены хотел бы ввести для выпускников.

— Расскажите о результатах ЕГЭ: каков уровень знаний у абитуриентов-2018?

— На сегодняшний день в области 106 учеников сдали экзамены на 100 баллов. При этом двое из них получили высшую оценку сразу по двум предметам. Это не окончательная цифра: сегодня мы ждем итогов тех, кто сдавал в резервные дни, также идут пересдачи, и их итоги мы подведем в середине июля. Но вряд ли в области будет достигнут прошлогодний уровень — 142 стобалльника. Зато в этом году больше ребят, которые набрали высокие баллы — от 75 и выше, то есть, по сути, получили отметку отлично. И меня это больше радует, чем наличие стобалльников, потому что это говорит о том, что общая подготовка ребят становится выше.

— Сколько ребят не сдали ЕГЭ?

— Даже не пытаюсь запомнить эту цифру, потому что каждый вечер приходит новый результат. В прошлом году аттестаты не получили 26 человек — примерно столько, а может, меньше будет и в этом году. Кроме того, выпускники подают на апелляцию: несколько десятков человек потребовали пересмотреть результаты экзаменов. Апелляции проходят ежедневно. Но чаще всего проверка работ действительно объективна, а если повышение и идет, то лишь на 1-2 балла. Бывает и так, что ребенок пришел на апелляцию, работу стали всесторонне рассматривать и увидели, что она заслуживает еще меньшего количества баллов, чем поставили изначально. В таком случае стараемся все-таки оставлять результат в пользу ребенка.

— Много ли ребят были удалены с экзаменов?

— 18 человек в этом году были удалены с ЕГЭ: 17 детей и один взрослый, у которого зазвонил телефон в кармане. Детей тоже удаляли в основном за попытку пронести в кабинет мобильник — 12 человек попались именно на этом. Парни прячут телефон за пряжкой ремня, проходят в кабинет, садятся на стул, мобильник выскальзывает. И все — человек удален с экзамена. Двое были удалены из-за наличия шпаргалок. Дети прячут их в разные предметы одежды — боюсь даже сказать куда. Тем более настолько пристальных обысков, чтобы найти их в этих предметах гардероба, никто не проводит, вот девушки и проносят. Зачем они это делают? Все равно воспользоваться ими на экзамене невозможно — нарушение сразу зафиксирует видеокамера. Заметят — удалят, так что будет потерян целый год. Человек, может, и не воспользовался бы шпаргалкой, сам ответил, но вот решил подстраховаться, и бумаги заметили. Это глупо. На мой взгляд, нужно объяснять детям, что лучше лишний раз повторить темы, чем рисковать.

— Может быть, боятся не сдать экзамены? Не секрет, что учеников так пугают страшной аббревиатурой ЕГЭ, что у многих случаются нервные срывы.

— На самом деле большинство детей сегодня относятся к этому спокойно, они уже привыкли к контрольным, экзаменам, проверке знаний. Вообще считаю, что любой ребенок, который обучался в школе на 4 и 5, способен сдать ЕГЭ на высокий балл. Не на 100 баллов, а на 75 и выше. Считаю, что 100-балльный результат — это достижение конкретного ребенка. А для системы образования важно количество ребят, которые не просто на 100 баллов сдали, а выше 76, но зато по разным предметам. Это показывает качество знаний, иллюстрирует, насколько эффективно работает система образования.

Стобалльниками нужно гордиться, неслучайно наша область первая в стране придумала для них специальный знак отличия. Но все же это личное достижение ребенка, которое не позволяет увидеть картины в целом по учебному заведению. А вот когда в классе, например, из 25  человек 20 сдали на высокие баллы, на мой взгляд, это большее достижение, чем если бы 24 сдали чуть выше порога, а один на 100. Это позволяет нам увидеть общую картинку на уровне каждого муниципалитета и каждой школы. И мы анализируем эти данные: если видим, что в школе средний уровень сдачи экзаменов по всем предметам, допустим, выше 60 баллов, считаем, что эта школа справляется на отлично. А если в школе есть один стобалльник и 18 человек не сдали экзамен вообще, можно ли считать это достижением коллектива? На мой взгляд, нет.

— У нас есть такие школы, где показан общий хороший результат?

— Порядка 50 образовательных учреждений показывают общий высокий результат. Это лицеи № 130 и 9, СУНЦ НГУ, новосибирские гимназии № 1 и 2. В этом году возросло количество сельских ребят, которые набрали высокие результаты. Это говорит о выравнивании качества образования. Возьмем простой пример, лицей № 22. 26 человек в классе. Высокие баллы по химии показали 23 человека, из них трое набрали 100 баллов, оставшиеся получили больше 60  баллов. На мой взгляд, учитель химии в этом классе справился со свой основной обязанностью. Таких учителей поощряют: в течение всего последующего учебного года они будут получать дополнительную выплату из премиального фонда. Часть таких учителей вошла в «Золотую дюжину — 2018». Потом они активно участвуют в методической работе, в работе со школами, которые показывают устойчиво низкий результат.

— Глава Министерства просвещения недавно сказал о том, что выпускники сдают мало экзаменов и что количество предметов для сдачи ЕГЭ нужно увеличить. Как вы считаете, дети готовы к такому увеличению?

— Я помню времена, когда мы сдавали по семь экзаменов в школе. И сдавали все основные предметы совершенно спокойно. Вспомните нашего любимого Льва Толстого — он вообще экзамены сдавал на разных языках и ничего, справился. При этом я не считаю, что нужно сразу максимально увеличивать количество экзаменов. Если это делать постепенно, то никаких проблем не будет, школьники привыкнут. Сегодня система работает, а вот если усложнять ее чересчур быстрыми темпами, допустим, ввести сразу восемь новых экзаменов, будет тяжело. Если же подходить к процессу постепенно, я думаю, это будет восприниматься спокойно.

— Какие предметы, на ваш взгляд, должны стать обязательными?

— История. Для ребят, которые живут в нашей стране и являются нашими гражданами, не должно составлять труда знать свою историю. Я считаю, что в общих чертах историю своей страны должен помнить каждый человек. Я это говорю и как профессиональный историк, и как учитель с 20-летним стажем, который преподавал именно историю и естество­знание. Если человек умеет решать задачи, если хорошо владеет своим языком, если знает историю, имеет представление о социальном устройстве общества, то чаще всего такой человек делает карьеру, добивается в жизни хороших результатов. Я и литературу, может быть, со временем сделал бы обязательным экзаменом. Изменил бы программу по литературе, делая упор на произведения монументальные, которые действительно выдержали проверку временем. Я сейчас даже не только о русской литературе говорю, хотя она, конечно, важна, дети должны читать произведения, которые сегодня составляют золотой фонд нашей культуры. Но я не настаиваю на том, что это обязательно должны быть только произведения отечественной литературы. Хорошие книги никому никогда не мешали, кто бы их ни написал. Поэтому, на мой взгляд, постепенно вводить эти дополнительные предметы было бы правильно.

Досье. Сергей Федорчук. Врио министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Занимает пост с 14 декабря 2017 года, ранее был заместителем министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Возглавлял городской центр информатизации «Эгида», был главным редактором сайта «Библиотека сибирского краеведения».

Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» № 28 от 13 июля 2018 года