Фильм «Гоголь. Вий»: первые отзывы и рецензия

Фильм «Гоголь. Вий» стартовал в кинотеатрах Новосибирска. Кадр из фильма
Примерно как небо и земля похожи фильмы «Вий» 2018 года с Александром Петровым и «Вий» 1967 года с Натальей Варлей. В первую очередь, потому что второй – полноценное полнометражное кино. А первое – всего лишь вторая часть сериала, которым нас еще планируют кормить вплоть до конца лета, когда выйдет заключительная часть трилогии.

Еще по первому фильму «Гоголь. Начало», было понятно, что перед нами мистический сериал в духе «Сонной лощины» пополам с «Шерлоком». Только наш «Шерлок» предпочитает «каре» и прямую укладку, периодически ведет себя как припадочный и вообще он Александр Петров.

Об этом актере имеет смысл поговорить особо: для российского кино это, конечно, находка. Потому что в кинозале, как известно сидят обычно женщины. А дамам одной правильной укладки на голове от актера мало. Им нужно, чтобы актер сочетал в себе привлекательность внешнюю и харизму выпирающую. Все это у Александра Петрова есть в достатке плюс необходимое отрицательное обаяние – поэтому что его герои неоднозначны: лучше всего Петров играет подонков («Метод», «Притяжение») и прочих опасных и непредсказуемых субъектов. И, как известно, именно «подонков» и выбирает большая часть женщин – в том числе, на экране.

Фильм «Гоголь. Вий» стартовал в кинотеатрах Новосибирска.  И новосибирцам будет интересно увидеть на большом экране Алексея Верткова (бывшего актера НГДТ под руководством С. Афанасьева и выпускника НГТИ). Играет Алексей Хому Брута – но тоже не совсем обычного: как бы мастера восточных единоборств и философа. По образованию Хома богослов, по призванию – экзорцист. И понятно, что если сам Николай Васильевич у нас обладает мистическими способностями, то и его герои автоматически их приобретают.

«Гоголь» Егора Баранова («Соловей-разбойник», «Иерей-сан») тоже совсем не похож на того писателя, которого все мы знаем – не особенно привлекательного для женщин, не очень общительного, но рефлексирующего и известного героя своего времени. Скорее, это его рекламный образец – супергерой, сражающийся с нечистью, разрывающийся между живыми и мертвыми бабами, и живущий в кошмарном полусне между припадками.

Кстати, «любовный треугольник» между миром мертвых и миром живых можно было бы счесть даже удачей сценаристов. Если взаимоотношения между этими мирами не были бы столь тривиальными и бытовыми.

Фильм делится на эпизоды – что тоже напоминает структуру сериала: вполне возможно, после выхода трилогии, на телеэкранах появится многосерийка под названием «Гоголь». Впрочем, вполне понятно, почему сейчас его показывают на большом экране – зрелищность, это то, что в принципе должно отличать любую экранизацию гоголевских произведений. И перед нами, конечно же, триллер с элементами фильмов ужасов.

Правда ужасы во времена фильма с Варлей, были, на мой вкус, и поужасней. Самая слабая сторона фильма – монстры: современным художникам явно недостает фантазии и изобретательности. А вот мир русалок (вернее, утопленниц) на удивление хорош! Музыкальное сопровождение тоже нельзя назвать удачей «Гоголь. Вий» – очень уж оно получилось случайным и невнятным. А в остальном, все продолжается: по Малороссии все еще бродит некая рогатая фигня, местные полицейские все как один глушат горилку и вскрывают панночек, а Гоголь все еще озабочен тайнами окружающего мира и своего рождения.

Для традиционалистов в начальных титрах есть сноска: по мотивам произведений Н.В. Гоголя. А что до остального – все мы когда-нибудь станем сказочными персонажами. И это только в лучшем случае.