Фильм «Время первых»: у космонавтов ничего, кроме ракетницы

У самолета летчика-испытателя Алексея Леонова (Евгений Миронов) горит один из двигателей. Кадр из фильма «Время первых»
Корреспондент VN.ru посмотрел фильм «Время первых» вместе с летчиком-испытателем, Героем России Валерием Поташовым. Более 140 миллионов рублей и почти полмиллиона зрителей – таковы цифры проката фильма по данным на 11 апреля 2017 года.

140,3 миллиона рублей, 28 519 сеансов, 490,7 тысячи зрителей – таковы цифры проката фильма режиссера Дмитрия Киселева «Время первых» по данным на 11 апреля 2017 года. Картина пока не делает рекордно больших сборов, несмотря на то, что ради нее была отодвинута на более позднюю дату премьера фильма «Форсаж 8», а крупные сети кинотеатров согласились отдать ей 35 процентов сеансов. Тем не менее, очевидно, что сопоставить «Время первых», например, с лентами-миллиардерами «Викинг» и «Притяжение» по кассовости не получится.

«Время первых» —  не только об истории освоения космоса, и даже не о человеке в безвоздушном пространстве, а обо всем нам нечуждом человеческом, живом и настоящем, что стоит за любым свершением. Картина Дмитрия Киселева получилась неожиданно трогательной, в меру героической и местами весьма напряженной эмоционально (девушка на соседнем кресле рыдала в особо грустные моменты, и не только она). Но, если отбросить психологическую составляющую и прекрасную игру актеров (состав «звездный»: Константин Хабенский, Евгений Миронов, Владимир Ильин и другие), то заметнее становятся фактические огрехи в картине.

Валерий Поташов нашел погрешности в фильме. Фото Михаила Пермина

Идет холодная война между США и Советским Союзом – непростое время гонки освоения космического пространства. Соединенные Штаты собирались первыми осуществить выход человека в открытый космос. Стало известно, что старт американского корабля запланирован на 28 апреля 1965 года. Однако руководство СССР решило опередить их: старт «Восхода-2» назначен на 18 марта. Идет подбор экипажа корабля.

В первом же эпизоде допущена неточность. У самолета летчика-испытателя Алексея Леонова (Евгений Миронов) горит один из двигателей. Пилот связывается с «землей» и по форме запрашивает разрешение на тушение пожара. Приказ – не тушить. Самолет нужно направить в поля и катапультироваться. Катапульта не срабатывает, и Леонов самовольно гасит пламя, почти у самой земли запускает мотор. По сюжету все эти действия укладываются в несколько долгих минут.

– Леонов должен был действовать сам, – летчик-испытатель Валерий Поташов, посмотревший фильм в Новосибирске одним из первых. – У него не могло быть этих минут: максимум 20-40 секунд на принятие решения, или он погиб. Пока он спрашивал разрешения и ждал ответа, мог уже сгореть.

Итак, экипаж выбран: командир – подполковник Павел Беляев (Константин Хабенский), второй пилот – майор Алексей Леонов. Беляев изображен в фильме второстепенным героем с минимумом биографических данных. Далеко не сразу было понятно, что Татьяна (Елена Панова), постоянно присутствующая в квартире главного героя, не просто подруга Светланы Леоновой (Александра Урсуляк), а жена Павла.

Скафандры и летательный аппарат показаны максимально реалистично. Кадр из фильма «Время первых»

Герой Евгения Миронова по фильму веселый, неунывающий, мечтательный, геройски храбрый. Но им, конечно же, движет не желание отличиться: он с детства грезил космосом. «Я звезды вижу сквозь потолок», – признается он жене. Постоянно шутит, подбадривает своего друга. Именно он убеждает Беляева, несмотря на серьезную травму последнего, лететь с ним в космос.

Подготовка и взлет, скафандры и сам летательный аппарат были показаны в фильме максимально реалистично. Кстати, скафандры для съемок шились из настоящих «космических» материалов, поэтому из-за синтетического состава ткани Константину Хабенскому и Евгению Миронову пришлось изрядно попотеть. Известно, что и подготовка актеров к полету тоже была нешуточной: актеры провели в спортзале множество часов, тренируя свою выносливость.

Если знаешь фактический материал, то можно заметить пару несоответствий. Первое – на корабле были установлены две камеры, еще на одну снимал видео сам космонавт, а в фильме показана только одна у входа в шлюз. И еще: со слов самого космонавта Леонова, свет Солнца, который он увидел при выходе из люка, «был сильнее электросварки», и поэтому он опустил защитный фильтр на глаза. Киношный же Леонов, наоборот, открывает его полностью. Но с точки зрения сюжета эти неточности не имеют большого значения. И без двух недостающих камер кадры изобилуют множеством других технических подробностей устройства корабля, а также потрясающими видами Земли и космоса.

Режиссер на протяжении всего фильма возвращает нас в детские воспоминания главного героя, показывая, что именно оттуда родом его мечта о космосе. Даже во время аварийной ситуации внутри капсулы от переизбытка кислорода Алексею мерещится «гнездышко» той самой птички, ради которой он рисковал жизнью в детстве. Показано с юмором, а за героя тревожно: вдруг не получится открутить нужную трубку.

В самом конце фильма герои, пройдя закалку космосом и попав в суровую уральскую тайгу, практически замерзают насмерть в ожидании спасения. Немного непонятно, почему они не поддерживали разведенный огонь и не пытались согреться или поесть. В реальности же космонавты и костер жгли, и внутренней обивкой со стен корабля утеплились, набив ею скафандры.

– Мне не ясно, почему в фильме у Леонова и Беляева, кроме ракетницы, ничего нет. Должны быть запасы, одежда. Летчики-испытатели проходят специальную подготовку, и в состоянии двое-трое суток продержаться в любой ситуации. Они могли бы подать сигнал огнем, например. Ребята слишком быстро морально сломались, – удивляется летчик Валерий Поташов.

Непонятно, кому в действительности нужно адресовать свои сомнения Валерию Серпионовичу - режиссеру и сценаристам или людям из далекого прошлого, понадеявшимся на русский авось.

СПРАВКА Валерий Поташов — летчик-испытатель I класса, Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ, полковник в отставке. Родился 6 мая 1948 года в поселке Урожайный Тюменской области.

Окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков (1967 — 1971 гг.), после чего работал там же инструктором выпускного курса. С 1978 года служил в 132-й авиадивизии в Калининградской области. Почетный выпускник Центра подготовки летчиков-испытателей ВВС. С 1980 года — летчик-испытатель Новосибирского авиационного завода имени Чкалова.

ФАКТ

Валерий Поташов учился на одном курсе в авиационном училище с вице-президентом России и экс-губернатором Курской области Александром Руцким и летал с ним в одном экипаже.