В День Победы 2020 легендарный истребитель летел в небе над мирной и праздничной столицей Сибири, а с балконов высоток ему махали руками люди. Именно на таком МиГ-3 начинал свою боевую биографию в небе Великой Отечественной наш земляк Александр Покрышкин.
Словно на машине времени
Накануне главного праздника нашей страны – Дня Победы, на котором был запланирован воздушный парад, состоялся тренировочный вылет возрождённого истребителя. На этой репетиции побывали корреспонденты газеты «Советская Сибирь».
Мы приехали 8 мая на территорию новосибирского предприятия СибНИА им. С. А. Чаплыгина. Сегодня самолёт времён Великой Отечественной войны легендарный МиГ-3 должен взмыть в небо. И вот он уже стоит на площадке перед дверями ангара с открытой кабиной в ожидании лётчика. Можно подойти и потрогать гладкое зелёное крыло. А низ у машины голубой – это цветомаскировка. Чтобы сложнее было заметить самолёт, когда он летит на фоне голубого неба, а когда на фоне земли – теряется среди зелени. Я прищуриваю глаза и мысленно словно оказываюсь в далеком 1941 году. Истребитель будто перенесли в наш 2020 год на машине времени! На борту самолёта шесть звёзд – это значит, что лётчик сумел на нём сбить шесть немецких боевых машин!
Этот красавец МиГ-3 появился в наше время благодаря кропотливой работе новосибирских авиареставраторов. Искорёженный истребитель достали из болота.
Директор СибНИА имени С. А. Чаплыгина, депутат Совета депутатов города Новосибирска от фракции «Единая Россия» Владимир Барсук рассказал героическую историю лётчика и его боевой машины. Было выяснено, что второго сентября 1941 года этот самолёт вёл летчик Иван Крапивко. Три советских самолёта – все МиГи – возвращались на базу. Но в районе озера Селигер их внезапно атаковали четыре немецких «мессершмитта». Во время атаки все наши машины были сбиты. Два лётчика погибли, а Иван Крапивко остался жив. И в течение последующих нескольких месяцев он успел уничтожить шесть немецких самолётов. Но в феврале 1942 года во время воздушного боя над Сталинградом лётчик погиб.
Владимир Барсук продолжает: «Когда его самолёт в сентябре 1941 года сбили, он утонул в болоте, где и пролежал 71 год. В 2012 году боевую машину подняли. От неё мало что сохранилось. Но на борту ещё было видно шесть звёзд – по числу уничтоженных фашистских самолетов.
Собирали истребитель по винтикам, восстанавливали чертежи, изучали военную хронику и фотографии. Нам очень важно было максимально сохранить оригинальные части, но и обеспечить безопасность тех, кто будет на нём летать. Чтобы поставить МиГ на крыло понадобилось три года. В 2014 году на восстановленной машине были выполнены первые полёты. В 2016 году этот самолёт уже принимал участие в воздушном параде в Новосибирске. В нынешний юбилейный год Победы очень важно, чтобы именно этот боевой истребитель времён Великой Отечественной войны поднялся на крыло и пролетел над городом 9 мая, как участник «Бессмертного полка». Сейчас вы станете свидетелями самой крайней перед праздником тренировки».
Владимир Евгеньевич улыбнулся и пошёл к самолёту. Он легко поднялся в кабину и махнул рукой. Тяжёлый автомобиль на тросе потянул МиГ-3 на лётное поле. Ещё почти час ожидания – ведь перед полётом нужно проверить: как работают все узлы и системы, и машина, взревев двигателем, взмыла в небо.
Кстати, мощный по тем временам двигатель АМ-35А, стоявший на истребителе, сыграл в его судьбе роковую роль Благодаря такому «сердцу» истребитель с полётной массой более трёх тонн мог подниматься на высоту до 12 тысячи метров и летать с максимальной скоростью 640 километров в час на высотах около восьми тысяч метров и со скоростью 500 километров в час у земли. Но такие двигатели нужны были для необходимых Красной Армии «как воздух» штурмовиков Ил-2. Военная промышленность СССР в начале войны не могла обеспечить в нужном количестве мощными двигателями всё самолётостроение. Поэтому по распоряжению И. В. Сталина выпуск МиГ-3 прекратили.
Этот тип истребителя очень полюбился нашему земляку трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину, совершившему на нём свои первые боевые вылеты, освоившему тактику воздушного боя, творчески развив её и превратив в особого рода искусство под лозунгом «Наука побеждать».
Легендарный самолёт над Новосибирском
Тем временем, совершив тренировочный полёт МиГ-3 вернулся. Совершив «почётный» круг на фоне синего, облитого солнцем неба в сопровождении разработанного в СибНИА самолёта ТВС-2МС, он благополучно приземлился на лётном поле.
9 мая, в День Победы, истребитель также пролетел над Новосибирском сразу после воздушного парада современных самолётов. Кстати, таких самолетов МиГ-3 времён Великой Отечественной войны в мире всего три и все они восстановлены в Новосибирске. Два из них находятся в России.
После тренировочного полёта заслуженный лётчик-испытатель РФ Владимир Барсук признался, что управлять МиГ-3 непросто: «Скорость у него высокая, но обзор ограничен. В 1941 году, когда его проектировали, не обращали внимания на эргономику – тогда другие задачи стояли. Поэтому современным пилотам летать на такой машине сложно.
Этот самолёт вовсе не первый, из числа тех, что восстановили в нашем институте. Таких уже несколько. Реставрируем боевые машины по проекту «Крылатая Память Победы», во главе которого Борис Леонидович Осятинский. Лично на мне ответственность за лётную годность и испытания».
Владимир Евгеньевич рассказал, что у новосибирского научно-исследовательского института сейчас много заказов. На испытаниях находятся несколько типов отечественных самолётов, в том числе гражданских. Есть контракты с ОКБ Сухого, и Туполева, Фондом перспективных исследований. Кроме того, сотрудники работают в области проектирования и модернизации авиационной техники. Работы хватает, заказами загружены на ближайшие два-три года. Такие перспективы дают хорошую надежду для российского самолётостроения. А нам новосибирцам есть чем гордиться!