Десятиборцем тренер куйбышевской ДЮСШ Юрий Заика стал, когда поступил в Куйбышевский педагогический колледж на физотделение. Выезжать на соревнования спортсмену приходилось много.
Юрий участвовал в больших и серьезных состязаниях области, зоны Сибири, Урала и Дальнего Востока, неоднократно входил в состав команды, выступающей в первенстве РСФСР, участвовал в Сельских спортивных играх, в которых выигрывал в соревнованиях по прыжкам в длину, был неоднократным чемпионом. «Обпрыгать» его не удавалось никому больше 15-ти лет подряд, а его личный рекорд по прыжкам в длину - 7,20 метра - местные спортсмены не смогли побить до сих пор.
«Прыжки в длину приносили мне больше всего очков на соревнованиях, потом бег на 100 метров, прыжки в высоту, бег на 110 метров с барьерами, - говорит Юрий Степанович. - А затем остальные виды спорта - это уже как получалось».
В памяти Юрия Заики остались и забавные случаи, один из них связан с шестом. Спортсмены возвращались с очередного соревнования, опаздывали на поезд. Но вот уже куплены билеты, и команда на ходу заскакивает в вагон, а Юрий остается на станции – он не смог запрыгнуть в поезд, потому что был с шестом.
Юрию Степановичу также нравились фото- и видеосъемки. Благодаря его уникальным кадрам сегодня можно увидеть тех спортсменов, которые создавали летопись спортивной жизни Куйбышева.
Свои спортивные знания, умения и навыки Юрий Заика передавал молодому поколению 37 лет – преподавал легкую атлетику в Куйбышевском педагогическом колледже, он тренер в Детско-юношеской спортивной школе. И воспитал уже не одно поколение легкоатлетов, среди которых есть и целые династии.
Также Юрий играл на альте в вокально-инструментальном ансамбле, отбивал ритм на барабанах, и занимался народными танцами. «Был смотр художественной самодеятельности области, мы там принимали участие, - вспоминает Юрий. - Мы танцевали «Сибирскую потеху» и «Ползунец». У меня даже было свое простенькое соло. Смотр проводился на сцене Новосибирского оперного театра. И хочу сказать, что там скользкая сцена, неудобно танцевать, но мы подошву сапог натирали канифолью. А чувство ритма и координация важны не только для танцев, но и для прыжков в длину и высоту, в преодолении барьеров. Некоторые танцевальные элементы я и сейчас сделаю».