Капитана Зеленина ждет «Механик Красоткин» в Лабытнанге

Новосибирские речники отправились на полуостров Ямал. Через несколько недель отважный экипаж, который прославился на всю страну перегонами теплоходов по Северному морскому пути, вновь уйдет в плавание. Историю капитана Юрия Зеленина расскажет корреспондент ОТС Анатолий Харитонов.

«За зиму скучаешь. К весне уже невмоготу! Надо идти на теплоход, окунаться в работу свою. Это так не расскажешь. Трепетное чувство такое», – говорит капитан теплохода ОТ-2105 «Механик Красоткин» Юрий Зеленин.

Мыслями он уже в Арктике, в городе Лабытнанги, где у причала стоит теплоход «Механик Красоткин». Корабль надо готовить к навигации. Ремонтировать двигатели. В мае, когда Обь освободится ото льда, капитан Зеленин снова уйдет в рейс, чтобы доставить грузы в ямальский порт Сабетта.

– Когда работа любимая, она в радость, – уверен Юрий Зеленин.

Юрий Ануриевич впервые посетил Заполярье в 67-ом году, будучи курсантом Новосибирского речного училища, во время сверхдальнего шлюпочного похода. На веслах парни всего за месяц преодолели больше трех тысяч километров и дошли до Салехарда. За хорошую учебу Юрия назначили старшиной роты. После выпускного – вверх по карьерной лестнице. Сначала третий, потом второй и, наконец, первый штурман на пароходе «Столетов». Затем старпом на пассажирском лайнере «Мария Ульянова». И капитан грузового ОТ-2105.

После развала Советского Союза объемы перевозок резко сократились. Флот резали на металлолом, продавали в другие регионы. Тогда нашему земляку предложили перегнать мощный буксир-толкач из Оби на Дунай. Вдоль арктического побережья. Это долгая и опасная дорога: речное не пригодно для плавания в море. Но сибиряк рискнул – и выполнил задание. А вскоре был нарасхват. Звонили со всей страны. Просили также Северным морским путем провести караваны барж и теплоходов.

2008-ой год. Юрий Ануриевич в Шлиссельбурге Ленинградской области. На судоремонтном заводе капитан обследует «Неман» – бывший корабль ВМФ. Тот, что работал в шхерах на Ладоге в 80-х. Тогда с помощью специального оборудования военные посылали в воду мощный импульс, убивающий все живое на глубине в радиусе нескольких сотен метров. По некоторым данным, именно так защищали боевые суда от аквалангистов-диверсантов. Разоруженный и реконструированный «Неман» почти четверть века стоял у причала. Экипаж Зеленина получил заказ: через Неву, Свирь, Онежское озеро, Беломорканал, Баренцево и Карское моря перегнать плавучую технику в Обскую губу.

«За 15 дней мы получили разрешение. Документы на выход – и вышли. Когда мы уходили из Шлиссельбурга, с судоремонтного завода, то многие говорили мне, что это судно не дойдет до конца…», – вспоминает капитан теплохода Юрий Зеленин.

В пути – череда происшествий. Сначала отказ рулевой машины. Починили с  трудом,  вспоминает Юрий Ануриевич. Потом корабль стал тонуть. Через сальник поступала вода. Откачали. Вскоре на теплоходе вспыхнул пожар. Потушили вовремя. В Баренцевом море на горизонте показалось судно, которое везло медь из Дудинки в Мурманск. Капитаны общались по рации. Коллега сообщил Зеленину: через два дня Обская губа застынет. Стало ясно: если сибиряки пойдут прежним маршрутом – вдоль берега, через пролив Югорский шар – попадут в ловушку. «Неман» замерзнет во льдах.

«Было принято решение идти через Карские ворота напрямую. Но факт тот, что у нас не было карт этого района. Когда я покупал карты в Ленинграде, в Петербурге, то я не предполагал, что мы пойдем северным районом, и взял карты только южного маршрута», – говорит капитан теплохода Юрий Зеленин.

У капитана была карта часовых поясов. По координатам, обозначенным на ней, экипаж, учитывая скорость движения, определял примерное местоположение судна. В итоге «Неман» добрался до пункта назначения. На следующий день Обская губа замерзла.

2010-ый год. Перегон буксира-толкача из Новосибирска во Владивосток. 14 тысяч километров! Это судно нужно мостостроителям для работы в Амурском заливе, чтобы подвозить материалы и спецтехнику для возведения переправы на остров Русский. Там не нашлось подходящих теплоходов, которые могли с грузом курсировать по мелководью. Юрий Зеленин провел мощный «ОТ 2134» вниз по Оби. Вышел в Карское море, миновал Таймыр, побережье Якутии. Обогнул Чукотку, Камчатку. На Курилах попал в тайфун. Пришлось уводить корабль за остров и пережидать стихию. В проливе Лаперуза (это между Сахалином и Хоккайдо) за сибиряками следил японский самолет-разведчик.

«Действуют они очень нагло, ничего не стесняются. Пролетел так низко, что чуть не снес нам мачты! Очень низко и видно, что фотографировал. Судно необычное для тех районов, и нас моряки спрашивали, что за судно? И когда узнавали, что это речное судно, да еще идет из Новосибирска, то поражались просто», – рассказывает Юрий Зеленин.

Юрий Ануриевич успешно выполнил задание. За свою карьеру он перегнал по Северному морскому пути больше 30-ти судов. Несколько раз брал в дальние плавания жену. На теплоходе Галина Петровна работала поваром.

«С первой минуты знакомства мы поняли, что у нас много общего. Очень интересно рассказывал о своей работе на море. Это было настолько увлекательно и заманчиво, что я, отработав более 20 лет преподавателем в школе, бросила работу и вместе с ним уехала на корабле», – говорит Галина Зеленина.

В навигацию-2017 Галина останется в Новосибирске. Будет каждый день звонить мужу и по привычке отмечать флажками на карте местоположение корабля. Скорее всего, она прилетит к супругу в Салехард, когда возьмет в отпуск. Капитан Зеленин сможет вернуться домой только в ноябре. Чемодан собран. Вечером поезд в Тюмень. Там в самолет – и за полярный круг. Для бывалого речника, который много лет наблюдал в Арктике лишь разруху, нынче приятная картина: оживают брошенные поселки, расконсервируют нефтяные месторождения, возрождают пограничные базы. И военные катера патрулируют Северный морской путь. Эта дорога теперь безопаснее.

Все выпуски новостей телеканала ОТС, а также программы «Итоги недели», «ПАТРИОТ», «Экстренный вызов», «Пешком по Новосибирской области», «ДПС – дорога. Перекресток. Судьба», «От первого лица» выложены на сайте YouTube.