Кондукторов ждет безработица: новый трамвай поехал по Новосибирску

Эксперимент призван внедрить систему, альтернативную работе кондукторов. Фото Аркадия Уварова
Три дня назад на трамвайные пути Новосибирска вышел первый трамвай без кондуктора. За основу безкондукторного проезда взяты опыт метрополитена, московского транспорта и доработки новосибирских инженеров.

Эксперимент призван внедрить систему, альтернативную работе кондукторов. Оплатить проезд можно любой транспортной или бесконтактной банковской картой, в том числе и картой «МИР». В среднем остановка в час пик занимает две-три минуты. Тестовый трамвай будет колесить по Новосибирску до 14 января 2018 года, но в перспективе все больше маршрутов планируют перевести на новую систему.

Три дня назад новосибирцы, ожидающие трамвай №8, очень удивились. Вместо привычного кондуктора их ждало разительное изменение в системе пассажирских перевозок. На входе возле первой двери пассажиры увидели турникет с терминалом для оплаты проезда по пластиковым картам. Проводишь по сигнальному окошку проездным – загорается зеленый, можно проходить. Если проездного нет – рассчитайся с водителем, он и пропустит в салон трамвая. Горэлектротранспорт стремится к продвинутым европейским технологиям, но новосибирцам эти новшества пока что приносят лишь одни неудобства. 

Основная задача вагоновожатых – безопасно вести состав от остановки к остановке. Теперь на их плечи легли и обязанности кондуктора, ведь по статистике лишь 52% пассажиров пользуются транспортными и социальными картами, остальные предпочитают оплачивать проезд наличными.

Водитель пилотного трамвая Максим рассказал VN.ru о первых днях работы по новой системе. «В первый день было страшно выходить на маршрут. Переживал, как люди на это отреагируют. Но пассажиры отнеслись с пониманием, — говорит вагоновожатый второго класса. — Конечно, тяжелее работать, потому что отвлекаешься от основных обязанностей и отсчитываешь мелочь. Многие идут с деньгами, так что на нас двойная нагрузка ложится. Но пока не знаю, как это отразится на зарплате. Мы не кондукторы, не кассиры, мы – водители. Нагрузка увеличилась, работы стало вдвое больше». 

Плюс ко всему отныне вагоновожатый должен брать на себя принятие решений, например, как поступить, если в трамвай зашел школьник, у которого кончились поездки на карте, ведь электронная система беспристрастна. И, несмотря на мороз, ребенка в салон не пропустит. Для женщин с колясками поездка в новом трамвае тоже станет проблемой – узкий проход, турникет и довольно высокие ступеньки.

«На первом этапе мы внесли изменения в должностную инструкцию водителя, если появляется мамаша с коляской, то водитель запускает ее через среднюю дверь, там нет ступенек. Инвалидов и бабушек с тележками это тоже касается», – пояснил начальник технического отдела управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Игорь Синельников. 

Другой проблемой для новосибирцев станут часы пик, когда в трамвай разом заходят 20-30 пассажиров. На каждой остановке двери нового трамвая остаются открытыми 2-3 минуты, тогда как раньше – 30-40 секунд. Проводить такие тесты следовало бы летом, все-таки декабрьская погода не располагает к долгому ожиданию у входных дверей. «Проект запустили зимой непроизвольно, вообще работа над ним началась давно, мы думали, что запустим его быстрее. Если результаты будут положительные, мы предполагаем использовать эту систему сначала на маршрутах с малым пассажиропотоком, а после будем запускать его на других маршрутах. В идеале мы стремимся к тому, чтобы было удобно людям, и чтобы наше предприятие понесло как можно меньше потерь без снижения пассажиропотока», — уверяет директор муниципального казенного предприятия «Горэлектротранспорт» Евгений Жиратков. 

Развитие техники и технологии направлено на упрощение и облегчение жизни каждого. Но в то же время это является причиной исчезновения целого ряда профессий. В скором времени ряды безработных могут пополнить и кондукторами. 

«Основная цель этого проекта – исключить человеческий фактор при обслуживании пассажиров, — продолжает Евгений Жиратков. — Не секрет, что предприятие тратит значительные средства на кондукторов, на их заработную плату, и, что греха таить, мы все прекрасно знаем о том, что существуют издержки работы кондукторов. В результате этого эксперимента мы хотели бы постепенно заменить кондукторов турникетами и сэкономить на зарплатном фонде». Теперь следить за обилечиванием пассажиров будет контролер, который будет проверять 10-15 трамвайных составов. Система обещает окупиться быстро и значительно снизить нагрузку на бюджет транспортного предприятия, хотя стоимость установки оборудования на пилотный трамвай еще никто не высчитывал. 

«Эта система однозначно будет дешевле, чем работа кондуктора, потому что ее максимальная цена будет в районе 200-250 тысяч рублей, а кондуктор получает зарплату 20 тысяч в среднем. Два кондуктора – 40 тысяч. Умножаем на 12 месяцев, получаем почти 500 тысяч рублей, то есть система окупится за семь месяцев. А дальше будет работать на Горэлектротранспорт. Мы значительно снизим финансовую нагрузку на расходную часть», — произвел арифметические расчеты Игорь Синельников. 

Минусы новой безкондукторной системы уже обнаружились. Они связаны в основном с техническими нюансами. Сейчас вносятся изменения в программное обеспечение, чтобы турникет открывался на определенное количество проходов, и не возникало сбоев, когда одновременно оплачена поездка за наличный и безналичный расчет. 

Приживется ли в Новосибирске современная транспортная система, и исчезнут ли из трамваев кондукторы – покажет время. А пока что первые пассажиры по привычке стучат в среднюю дверь, с удивлением в глазах взирают на электронное табло и опасливо входят в непривычный для сибиряков трамвай.