Константин Райкин признался в любви и рассказал о зарплате

Сцена из спектакля «Человек из ресторана». Фото предоставлено пресс-службой театра «Глобус»
XII Рождественский фестиваль набирает обороты в Новосибирске. Любители музыки уже успели побывать на четырех концертах, поклонники театра – на спектакле столичного театра «Сатирикон», открывшем драматическую программу форума искусств.

Константин Райкин привез на фестиваль постановку Егора Перегудова по повести Ивана Шмелева «Человек из ресторана». Как считает худрук «Сатирикона», он же исполнитель главной роли – официанта Скороходова в дореволюционном ресторане: «Повесть Шмелева безумно попадает в наше время, в самую сердцевину проблемы: как в море искушений, соблазнов, унижения, всяческого давящего, принижающего человеческое достоинство, все-таки остаться человеком, как свое достоинство не потерять и сохранить самые важные на свете вещи».

Об этом и многом другом Константин Аркадьевич рассказал на творческой встрече с артистами новосибирских театров, студентами театрального института и журналистами в «Глобусе».

В первую очередь, он признался в любви к этому конкретному новосибирскому театру, в котором впервые артисты «Сатирикона» побывали в конце 90-х. А начиналась та давняя поездка многочасовой задержкой рейса и бессонной ночью в московском аэропорту, потом сидением в душном автобусе, «который никуда не ехал», – словом, сгустком негативных страстей самого Райкина и его коллег. И вот, когда выход раскаленной лавы гнева, казалось бы, был предопределен, в злополучный автобус вошла тогдашний директор «Глобуса» Мария Ревякина (в настоящее время – генеральный директор премии и фестиваля «Золотая маска», директор Государственного театра наций – ред.).

Фото автора

– Она вошла и погасила этот вулкан несколькими фразами, – вспоминает знаменитый артист и режиссер. – И дальше все было прекрасно – нас встретила команда невероятно энергичных, профессиональных молодых женщин. Все пошло четко, без заминок. Я влюбился в этот театр…

Как рассказал Райкин, новосибирский «Глобус» уже тогда был хорошо оснащен и по тем времена компьютеризирован, здесь работала собственная типография, все вспомогательные цеха исполняли свои обязанности слаженно, как часы.

– Я запомнил эту команду и захотел себе такую же… Потом мы приезжали сюда регулярно. Мария Ревякина уехала в Москву, но, как мы убедились, ее стиль подхватить было кому: в этом театре ощущается хороший, здоровый, способствующий творчеству климат. Может быть, и возникают время от времени какие-то проблемы, но то, что здесь созидательное начало побеждает разрушительное, – очевидно.

Предваряя вопросы журналистов о нынешней, по его словам, «болезненной ситуации» вокруг «Сатирикона», Константин Аркадьевич, не вдаваясь в детали некоего, заявленного СМИ, конфликта вокруг реконструкции и финансирования театра, заявил, на его взгляд, ключевое:

– Просто сразу скажу сам… Иначе же, отвечая на вопросы, расскажу много наболевшего, что навредит всем. А «проткнуть» меня не сложно, столько несправедливости накопилось…

Одной из «гор лжи» Райкин назвал его причастность к бизнесу:

– Я никогда не имел отношения к бизнесу. У меня два источника благосостояния – зарплата в театре и концертная деятельность. В театре я худрук, режиссер и артист. И с недавнего времени получаю три зарплаты – раньше за постановки я денег не получал. Это приличные, но не сумасшедшие деньги.

На эти деньги, по словам артиста, он содержит семью, помогает сестре и очень часто – студентам. Причем, и в том, и в другом случае помощь эта – не какая-то разовая сумма, а тоже, по сути, содержание. На оскорбления в корысти и предпринимательских сверхдоходах, по-хорошему, считает Райкин, надо бы в суд подавать, потому что достали:

– Я Володе Машкову поздравление на день рождения так и подписал: «Алчный бизнесмен и казнокрад Константин Райкин».

Однако сутяжничеством заниматься некогда: в основном его мысли о студентах, о театре и зрителях.

– Безусловно, театр – базовый вид искусства, но не надо обольщаться. Это мировая статистика: в любом городе мира, где есть театр, его посещают девять процентов местного населения, включая тех, кто там побывал хотя бы раз.

Потому что, по мнению, Райкина, «людей, испытывающих потребность в духовной подпитке, вообще меньшинство. Людей грубых, не тонко чувствующих – большинство». Но в определенных обстоятельствах, к примеру, попав на «сильный спектакль», люди способны меняться. Хотя бы на непродолжительное время.

Если Константин Аркадьевич не занят в спектакле, он любит наблюдать за публикой или из окошка в конце зала, за спинами зрителей, или из-за кулис смотреть как они – до начала представления абсолютно разрозненная масса – начинают синхронно поворачивать головы, одновременно затаивать дыхание или смеяться, наблюдая за происходящим на сцене. И это поразительно:

– Ведь в зале кто-то честный человек, кто-то – нечестный. Но на спектакле они все болеют за хорошего, за честного. Они становятся как единая личность, – удивляется и восхищается Райкин. – Кончится спектакль и, вероятно, они вернутся в свое прежнее состояние, но Бог это запомнил. А потом добавляет с обаятельной райкинской улыбкой: «И немножко им наказание за грехи скостит».

СПРАВКА

Вторым гостем театральной программы XII Рождественского фестиваля искусств станет столичный театр им. Моссовета, который представит завтра новосибирцам классику – постановку Виктора Шамирова по пьесе Александра Островского «Не все коту масленица». В главной роли богатого купца Ермила Ахова новосибирцы увидят народного артиста РФ Евгения Стеблова.