Легендарная кофеварка, бритвы «Вега» и магнитофоны «Нота»: кто и как создавал советские лейблы

Фото и видео Андрея Заржецкого
Этикетки, авоськи, трамвайные билетики, кухонные приборы и прочие элементы быта стали экспонатами выставки советского дизайна в краеведческом музее Новосибирска. О том, как художники - конструкторы ушедшей эпохи создавали эстетику, которая до сих пор выглядит интересно, выяснял корреспондент VN.ru.

Приборостроительный завод, научно-производственное объединение «Луч», Бердский завод «Вега, «Точмаш» – советские лейблы, которые прославили Новосибирск по всему СССР. На местных заводах выпускали электрические бритвы, магнитофоны, электроплиты, чайники и кофеварки. Расцвет производства электроники и бытовой техники случился в начале 70-х. Предприятия военно-промышленного комплекса подключались к выпуску товаров народного потребления.

Тут то и потребовался промышленный дизайн. Как рассказывают участники отделения Союза дизайнеров России, десант молодых специалистов приехал в Новосибирск, чтобы придумать, как должны выглядеть чайники, бритвы и магнитофоны для советских людей.

Большая часть экспонатов взята из личной коллекции Григория Прошина. Бывший дизайнер приборостроительного завода сохранил не только свои эскизы, но и все, чем пользовался сам.

«Несколько десятков советских фотоаппаратов, электрические дрели. Вот даже «Вега-108» из моего личного собрания – еще работает. Техника завода «Вега» была ничуть не хуже западных образцов. Мы, правда, тогда мало видели зарубежных изделий. Но потом, когда пошел сюда японский и прочий ширпотреб, наши товары выделялись всегда. Они и сейчас хорошо смотрятся», – рассказывает Григорий Прошин.

По словам дизайнера, никакого единого «советского» дизайна не существует.

«У каждого завода был свой стиль. Промышленные изделия не могут быть везде одинаковыми. Какое изделие, такой и стиль. В Советском Союзе тоже много было всяких изделий — и хороших, и плохих, и вообще безобразных, – считает автор коллекции. — Помните электрочайник алюминиевый, полосатенький такой, у всех бабушек был? Вот эту одну модель делали два завода на всю страну. Он стоил десять рублей в любом магазине. Но уже не берет никто, у всех есть. Тогда на заводе придумали — посадили на конвейер бабушек и начали хохломскую роспись делать на этом чайнике. Она, правда, быстро осыпалась, но стоил он уже 25 рублей».

С коллегой согласен и промышленный дизайнер производственного объединения «Луч» Анатолий Бакшеев. По его мнению, «советский» дизайн был частью мирового тренда.

«Нет регионального, новосибирского или еще какого-то дизайна. Есть просто хороший дизайн или нет дизайна, плохого не бывает», – смеется разработчик дизайна магнитофона «Нота».

На первом месте — функция прибора и его удобство, а эстетика учитывалась в последнюю очередь, объясняет принципы своей работы Григорий Прошин. Но иногда именно внешний вид предмета становится более ценным, чем его назначение. Гейзерная кофеварка, знакомая всем рожденным в СССР, стала символом эпохи. Но пользоваться ею теперь уже опасно для жизни, предупреждает Прошин.

Председатель Новосибирского отдела союза дизайнеров Олег Симонов высказался о скандальном дизайне «Новосибирск — Новогодняя столица России», который разрабатывали целых три месяца.

Развитие местного промдизайна, начавшись в 70-е годы, закончилось уже в 90-е. Многие заводы просто прекратили работать. Дизайнеры стали трудиться на частников. Создатель облика магнитофонов «Нота» проектировал остановки общественного транспорта. А дизайнер приборов ночного видения рисовал шариковыми ручками аппараты для лечения простатита. Однако принципы работы промышленного дизайна остались прежними: главное — удобство и функциональность вещи. 

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент