Мировая история тахографов берет начало в двадцатых годах прошлого века. Уже тогда европейские грузоперевозчики задумались о безопасном режиме труда и отдыха водителей. В результате использования контрольных устройств смертность на дорогах удалось уменьшить в два раза. В России идею оснастить грузопассажирский транспорт такими приборами всерьез начали обсуждать лишь в 1995-м году. В соответствии с новыми международными правилами, транспорту без тахографов был закрыт въезд в страны Евросоюза, и Россия могла потерять внешнеэкономические связи.
– Автобусы и грузовики – это коммерческий транспорт, который стремится заработать. Заработать больше, доставить быстрее, отдыхать меньше, потому что это все деньги. Для них – это деньги, а для окружающих – опасность. Причем мы не знаем, когда эта опасность может коснуться конкретно нас, – говорит эксперт Ассоциации тахографического контроля «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин.
В 2013-м вступило в силу постановление правительства об обязательном оснащении цифровыми тахографами транспортных средств свыше 3,5 тонн и автобусов вместимостью более 8 человек. Однако долгое время российские водители игнорировали это требование, надеясь, что его вскоре отменят. Сегодня очевидно, что отмены не будет, но появились другие проблемы.
– Проверить, насколько легитимно водитель использует свое трудовое время, мы никак не можем. Нехватка контроля надзорных органов на дорогах очевидна. Есть определенные проблемы с тем, чтобы сотрудник ГИБДД проверял наличие тахографа и соответствие всем действующим нормативно-правовым документам, поскольку сотрудников Ространснадзора не хватает на дорогах. Все эти факторы способствуют бардаку, который мы там видим, – говорит заместитель председателя комитета Госдумы РФ по транспорту Александр Старовойтов.
Результаты рейдов ГИБДД за шесть месяцев подтверждают эту информацию.
– Было составлено 682 административных протокола по факту отсутствия тахографа и нарушения правил его использования. По факту несоблюдения водителями режима труда и отдыха было составлено 127 административных протоколов, – сообщил государственный инспектор технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД №1 по НСО Евгений Федоркин.
Другая проблема – сервисы по оснащению транспортных средств тахографами. Нерадивые установщики за отдельную плату рассказывают водителям, как обойти систему: уменьшить показания скорости, увеличить время стоянки. Сегодня в Государственной Думе готовят изменения в правила использования приборов. По мнению экспертов, задача минимум – обеспечить неотвратимость наказания.