На карантине смотрим спектакли и слушаем концерты онлайн

Фото Алексея Танюшина.
Новосибирск ушел на «вирусные каникулы», а региональное министерство культуры приглашает зрителей на трансляции спектаклей и концертных программ государственных театров и концертных организаций, которые предварительно продлятся до 10 апреля. Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» № 14 от 1 апреля 2020 года.

Теперь при поддержке минкульта любой житель планеты — в буквальном смысле! — и, конечно, публика во всех уголках нашей области может бесплатно увидеть и услышать в Сети лучшее, что случилось с новосибирской культурой за последние десятилетия. Обозреватели «Советской Сибири» проверили, как театры работают в онлайн-режиме.

«Римские каникулы» на карантине

Вероломная инфекция нарушила планы многих любителей искусства. Но не стоит унывать. Хотя в связи с профилактикой распространения коронавируса государственные учреждения, подведомственные министерству культуры Новосибирской области, закрыты для посещения, до 10 апреля можно бывать на экскурсиях, посмотреть спектакли и насладиться концертными программами, не выходя за порог собственной квартиры — с помощью домашнего Интернета.

Помимо этого новосибирские государственные театры, готовясь к запланированным премьерам, предоставляют зрителям возможность увидеть спектакли в записи. Например, постановки Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» будут доступны на его сайте (где также есть адаптированные версии для зрителей с ограничениями по слуху и зрению — с субтитрами и тифлокомментированием) и телеканале ОТС. Кроме того, в онлайн-режиме запланированы читки пьес «Черный апельсин» и «Август-6» в рамках проекта «ПодросТок».

И «Первый» тоже

«Первый театр» также уходит на долгие выходные. Как сообщает его пресс-служба, хотя театр не обладает техническими возможностями для масштабных трансляций и своей сцены у него до сих пор нет, зато у него есть свежие записи спектаклей последних лет, которые теперь будут доступны для просмотра на официальном ютьюб-канале «Первого театра». Кроме того, зрителям предлагается поучаствовать в выборе материала для постановки в следующем сезоне.

Новосибирский музыкальный театр представит своим фанатам аудиоверсии спектаклей в эфире интернет-радио MUZKOM. Начинаются трансляции в 21:15 по новосибирскому времени. 1 апреля можно послушать «Свадьбу Кречинского» 1998 года выпуска, 2 апреля состоится бенефис главного хормейстера театра заслуженной артистки РФ Татьяны Горбенко «Здесь жизнь моя, любовь и вдохновенье...», а 3 апреля прозвучит концертная программа «Песни военных лет». Полный список трансляций — на официальных страницах театра в Интернете.

А 7 апреля можно будет не только услышать, но и увидеть мюзикл Андрея и Нонны Кротовых «Римские каникулы» — в рамках фестиваля «Дубль дв@», который пройдет в российском интернет-пространстве с 2 по 15 апреля. Компанию ему составят постановки театров Москвы и Петербурга. Каждый показ будет доступен для бесплатного просмотра в любой точке планеты в течение 24 часов. Спектакль, получивший приз зрительских симпатий, покажут еще раз — уже на бис.

«Sociopath/Гамлет» в прямом эфире

Новосибирский областной театр кукол также приглашает зрителей на свои онлайн-спектакли для детей и взрослых. По сообщению пресс-службы театра, на его официальном сайте можно увидеть пять постановок, в том числе «Слоненка» по мотивам произведения Киплинга, «Царевну-лягушку» и «Конька-горбунка», — в записи.

В это время НОВАТ решил организовать показы спектаклей при пустом зале в прямом эфире. Постановки Оперного будут доступны бесплатно в режиме реального времени в соцсетях и на официальном сайте театра. Концерты Транссибирского арт-фестиваля, стартовавшего в регионе 21 марта, транслируют сайт Новосибирской государственной филармонии и телеканал ОТС. Чтобы узнать расписание, достаточно заглянуть на сайт филармонии.

Что касается театра «Старый дом», то он выложил в открытый доступ архивные спектакли, записи читок, лекций и эскизы — все это есть на сайте old-house.ru. Как рассказали в пресс-службе театра, сейчас труппа репетирует два спектакля — «Памяти памяти», приуроченный ко Дню Победы, и «Петерс». Кроме того, некоторые постановки «Старого дома» можно будет увидеть только во время трансляций. Например, в субботу, 4 апреля, в 18:00 покажут спектакль «Пыль», 7 апреля в 12:00 — репетицию спектакля «Петерс», а 9 апреля в 18:00 — уже ставший легендарным «Sociopath/Гамлет».

В Театре Панькова и Крикливого, по словам пресс-секретаря Марии Кожиной, запустили сериал в «Инстаграме» о том, как артисты переживают карантин.

— Каждый день кто-то из артистов будет снимать, что он делает, — рассказывает Мария Кожина. — Мы думаем, выкладывать ли спектакли в Интернет. Сейчас так много видеоконтента, что непонятно, как в этом всем не потеряться. К тому же спектакли на экране сильно проигрывают спектаклям в зале.

Виртуальные галереи и цифровые библиотеки

Государственные музеи также сообщили о новых форматах работы и общения с посетителями. Так, Новосибирский государственный краеведческий музей заявил о переходе в виртуальное пространство. Он готовит онлайн-экскурсии по постоянным экспозициям и временным выставкам. Желающих их увидеть ждут на официальной странице НГКМ на «Ютьюбе». На официальном сайте музея размещены 3D-туры по всем его филиалам.

По данным министерства культуры области, Новосибирский государственный художественный музей также предлагает в онлайн-формате мастер-классы для детей, мини-интервью с сотрудниками в социальных сетях, путешествия по музею и обзоры его самых интересных уголков.

С марта 2020 года в рамках спецпроекта по сохранению исторической памяти и популяризации истории проект «Россия — моя история» начал выкладывать в открытый доступ уникальные материалы мультимедийных экспозиций, входящих в состав каждого из исторических парков. Премьеры авторских фильмов, релизы цифровых реконструкций, выпуск анимационных материалов будут проходить поэтапно, а одним из мест хранения станет официальный инстаграм-аккаунт исторического парка в Новосибирске.

Также не выходя из дома можно посетить электронную библиотеку НГОНБ, в которой сейчас содержится более 30 полнотекстовых коллекций, в том числе «Сибирский авангард», «Кино в Новосибирске», «Издано в Новосибирске 1941–1945», «Глазами картографа» (коллекция старинных карт), «Электронная библиотека А. М. Каца», «Электронная библиотека маршала А. С. Покрышкина» и многое другое. Кроме того, библиотека предоставляет доступ к обширным электронным базам данных. Пользоваться ими вы можете бесплатно, но есть ресурсы, требующие предварительной регистрации (получить пароль можно удаленно). Проект библиотеки «Городская сова» (www.streets.ngonb.ru) — интерактивный сайт-путеводитель по Новосибирску, созданный Новосибирской областной научной библиотекой, — аккумулирует справочную информацию краеведческого характера об улицах города, архитектурных памятниках и выдающихся личностях. А на ютьюб-канале НГОНБ размещены в свободном доступе лекции, мастер-классы, концерты, обзоры книг.

Наедине со зрителем

Как смог заметить обозреватель «Советской Сибири», онлайн-трансляция, скажем, репетиции — удовольствие на любителя и подойдет только для самых преданных поклонников театрального искусства. Досужий наблюдатель процесса работы над спектаклем «Петерс» театра «Старый дом» увидит лишь наметки проекта и почти ничего не услышит без специальных приспособлений — хорошо бы для этих целей иметь наушники приличного качества или мощные колонки у домашнего компьютера. В общем, смотреть, как режиссер с актерами создают зрелище «из всякого сора», понравится далеко не всем. С другой стороны, узнав, как рождается спектакль, зритель, наверное, будет иначе смотреть на то, что получится в результате.

Впрочем, в любом случае при переводе спектакля на экран (и это отмечают очень многие театралы) теряется то волшебное ощущение от просмотра, которое есть, когда ты сидишь в зрительном зале. Желательно в первых рядах. Даже если этот спектакль снят профессионально, то есть с нескольких ракурсов, с использованием современной техники. Но, увы, как показала история с коронавирусом, иногда присутствие в зале для зрителя не только не желательно, но даже опасно. А «электронный» театр — это все же лучше, чем никакого.

Поэтому спасибо, что у нас есть Интернет, все эпидемии в мире все равно когда-нибудь заканчиваются. А театр — вечен.

А как же наш любимый Сибирский хор?

Записи ряда концертных программ Государственного академического Сибирского русского народного хора доступны на официальном ютьюб-канале и на сайте коллектива. В их числе «Ямщицкий сказ», «Сибирская вольница», «Россия. Родина. Сибирь» и другие.

Кстати, Государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны» также покажет репетиции новой концертной программы в социальных сетях.

Мораторий на выплату гонораров?

Онлайн-показы художественных произведений — инициатива регионального минкульта — требуют решения не только организационных, но и юридических вопросов.

Театры отозвались на ситуацию с коронавирусом готовностью быть ближе к зрителю в онлайн-пространство. Однако смогут ли они транслировать бесплатно на неограниченную аудиторию популярные авторские произведения? А как же интеллектуальные права?

И. о. министра культуры Новосибирской области Юрий Зимняков заявил, что сфера культуры полностью готова к работе в условиях вынужденных ограничений, в основе которых забота о здоровье жителей и гостей региона.

— Областными учреждениями культуры наработан большой опыт общения со своими зрителями, слушателями и посетителями в онлайн-формате. И сегодня они готовы продолжить активный диалог со своей аудиторией, — сказал он.

Мы обратились за комментариями к авторам. Как рассказал директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок, первая реакция компании «Театральный агент», собирающей для Российского авторского общества (РАО) плату за использование в спектаклях результатов интеллектуальной деятельности, на показ спектаклей на сайтах театров и других интернет-ресурсов «повергла в шок все театральное сообщество».

— У театров, прекративших свою деятельность в связи с карантином, понесших огромные убытки, агентство потребовало пересмотра договоров или фактического прекращения показов спектаклей, — рассказал Кирилл Крок. — Вместо того чтобы написать письмо: «Как вам помочь, какие права нужно урегулировать, что сделать в оперативном режиме? Дайте список авторов, поможем, поддержим...»

Но, по словам директора Театра Вахтангова, здравый смысл все-таки восторжествовал: «Театральный агент» объявил временный мораторий на авторские выплаты при показе спектаклей на интернет-ресурсах.

Компания уже обратилась с открытым письмом к министру культуры России Ольге Любимовой: «Когда посещение театров, кинотеатров, концертов и иных зрелищных мероприятий оказывается недоступным, единственным способом поддержать сограждан в условиях вынужденной самоизоляции и ограничений является предоставление возможности просмотра спектаклей в формате трансляций посредством глобальной сети Интернет. Основываясь на том, что театры отказались от продажи права доступа к просмотру спектаклей и не ставят перед собой цели извлечения из сложившейся ситуации выгод иными способами, подавляющее большинство авторов-учредителей, клиентов и партнеров компании «Театральный агент» высказали готовность на период введенных ограничений предоставить театрам соответствующие права на использование произведений при осуществлении онлайн-трансляций и отказаться на тот же период от получения авторского вознаграждения за такое использование».

— Как автор, я не могу требовать авторских отчислений от бесплатных показов спектаклей, — прокомментировал ситуацию композитор Андрей Кротов. — Если бы это были платные показы, то был бы разговор. Ну и, конечно, в такое напряженное время у меня язык не повернется говорить о каких-то там выплатах. Что касается думающих иначе, это дело тех авторов, которые так не считают. У них, наверное, свои аргументы, и я их не осуждаю. Но у меня такая позиция. И я, и театры, и артисты — все сейчас несут финансовые потери. И что ж теперь, усугублять положение какими-то требованиями к руководству театров? Я считаю, что трансляции — это, пожалуй, единственная на сегодняшний день возможность существования и выживания культурной среды в обществе.