Наперегонки с кредиторами

Фото Аркадия Уварова
Число судебных исков к гибнущей компании РАТЭК растет: по картотеке арбитражных дел kad.arbitr.ru — десять разбирательств датированы первой неделей октября, а совокупные требования кредиторов и обязательства перед ними составляют уже много миллионов рублей. Бизнес транспортной компании фактически встал: закрыты почти ¾ филиалов, грузы тысяч клиентов «зависли» на запертых арендодателями складах, и получить средства для покрытия долгов уже просто неоткуда.

«История о потерянных вещах охватила 75 городов России — и все из-за грядущего банкротства логистической компании. Вместо того, чтобы доставлять головную боль клиентам по всей стране, следовало бы доставлять своевремнно грузы — многие не могут ни отследить, ни получить свои заказы», – говорится в телесюжете на канале «Россия»

Но отсутствие доступа к грузам тысяч клиентов — лишь один аспект проблемы. 

Обстановка вокруг транспортной компании РАТЭК в последнее время накалилась до предела. Общая сумма судебных исков к компании и балансовые обязательства перед кредиторами уже давно превысили любые официальные финансовые возможности транспортной компании. И вот в условиях, когда почти вся некогда обширная сеть филиалов закрыта, а сотни активных кредиторов обрывают телефоны наемных управленцев и менеджеров, собственники компании, похоже, решились на очередную авантюру. Во всяком случае, выглядит это именно так. На рынке возник новый, якобы совершенно непричастный к РАТЭК перевозчик — ТЭК НОВОСИБТРАНС. Кстати, адреса складов РАТЭК и ТЭК НОВОСИБТРАНС совпадают полностью. И этой  компании, как на условиях анонимности признался ее сотрудник, есть вероятность, что передает дела РАТЭК. И соответственно, от этой компании требуется отвечать перед заказчиками только от имени ТЭК НОВОСИБТРАНС, и то, если с грузом и складом все в порядке. 

Еще одно странное совпадение: сайт ТЭК НОВОСИБТРАНС — viteka.ru — очень повторяет дизайн сайта РАТЭК. Более того, как говорят IT-специалисты, первые строки кода по синтаксису и отступам практически идентичны. Также сайты http://viteka.ru/ и  http://www.rateksib.ru/ сидят на одном счетчике Яндекс.метрики, что тоже указывать на то, что между этими компаниями есть связь. Сама ТЭК НОВОСИБТРАНС была основана в 2016 году, но доменное имя http://viteka.ru/ было зарегистрировано 18 сентября этого года.

Разработчики забыли убрать из кода приснопамятный rateksib.ru, но позже спохватились и почистили, а скрин остался.

Вот такие ЦУ получают сотрудники 

Посмотрим внимательнее: ТЭК НОВОСИБТРАНС зарегистрирована в конце декабря 2016 года — как раз тогда, когда проблемы компании стали очевидны, и собственникам не помешал бы «запасной аэродром». Регистрирующий налоговый орган — тот же, что и у головного офиса РАТЭК. Компания заявлена как «микропредприятие» и состоит из одного человека. Зато доходы компании за 2017 год составили целых 3 млн рублей, а чистая прибыль — 102 тыс. рублей. И вот сейчас на сайте ТЭК НОВОСИБТРАНС появилась филиальная сеть в 24 городах присутствия. Откуда деньги на все это великолепие?

Подтверждают догадки о связях РАТЭК и ТЭК НОВОСИБТРАНС и данные из СПАРК. В системе прослеживается явная передача оставшихся активов и косвенные связи по структуре связанных компаний и персоналий — шесть юридических лиц (в том числе одно закрытое) и пять персоналий. И, конечно, полное соответствие адресов отделений в десятках городов.

Может быть, вся эта кампания была предпринята для обслуживания пострадавших клиентов РАТЭК? Но не верится: грузоотправителей, как клиент из нашумевшего сюжета РЕН-ТВ — тысячи. И, по сути, это предложение просто заплатить дважды. А вот не «попадут» ли они еще раз? Большой вопрос. Дело в том, что статус «микропредприятия», каким, согласно базе СПАРК, обладает ТЭК НОВОСИБТРАНС, предполагает годовой оборот, не превышающий 120 млн рублей в год (или в среднем 10 млн рублей в месяц) — мы говорим про «белую» отчетность. Но размах-то уже другой, что не исключает соблазны новых серых и черных схем в движении денег. А значит, и новых (повторно как минимум) пострадавших клиентов.

Кстати, чтобы еще больше запутать ситуацию, на форумах анонимными пользователями была запущена «утка» следующего содержания: «Из официальных источников СМИ стало известно, что федеральная транспортная компания «Байт-Транзит» начала покупку компании РАТЭК, а также помощь всем сотрудникам банкротившейся ТК». Никаких ссылок на источники не приводится.

Юристы говорят, что теоретически спасти хоть какие-то средства кредиторов и контрагентов компании могут коллективные иски. Но и это не дает гарантии: денег мало, и хватит их явно только на первых подоспевших. Но этим первым может повезти: нормы уголовного законодательства по экономическим преступлениям позволяют кредиторам получать деньги из связанных компаний (именно такую практику успешно применяют банки по корпоративным кредитам). И здесь шанс вернуть свое есть, поскольку «прижатые» собственники между тюрьмой и необходимостью вернуть долги выбирают обычно второе.