Народный праздник Иван Купала 7 июля 2022: что категорически нельзя делать в этот день

Фото Алины Кухмарь
В четверг,  7 июля, Православная церковь отмечает один из пяти великих праздников: Рождество Пророка Иоанна – Предтечи и Крестителя Господня. Предтечей святой Иоанн назван потому, что своей деятельностью подготовил условия для пришествия в мир Христа. В народе этот праздник называют днем Ивана Купалы.

Что означает слово Креститель?

Пророк Иоанн Креститель является одним из самых почитаемых святых во всем христианском мире. В православной церкви ему посвящено семь дней празднования. Из Евангелия известно, что Предтеча Господень крестил людей, погружая их в воду. По-английски пророка Иоанна так и зовут – John the Baptist, то есть Иоанн Погружатель. Так его называют практически везде, кроме славян, где он получил прозвище Креститель. Сам этот факт часто вызывает недоумение, так как о кресте, на котором был распят Христос и который стал символом христианства, во времена Предтечи Господня никто еще не знал.

Иоанн Креститель. Иллюстрация с commons.wikimedia.org

Самое распространенное объяснение этому парадоксу заключается в следующем: это слово придумали переводчики Евангелия на славянский язык, так как они в то время уже знали о крестной смерти Спасителя. Но, по другой версии, слово «крещение» произошло не от слова «крест», а от древнерусского слова «кресати» – высекать (создавать) огонь, отсюда слово «кресало». В более широком смысле – создавать жизнь. Так или иначе, но слово «баптизо» (погружение) в славянском языке не прижилось, а прижилось привычное для слуха слово «крещение».

Языческие истоки праздника

Однако языческие корни у русского народа и после Крещения оставались настолько крепки, что созвучие понятий «погружать в воду» и «купать» привело в народном сознании к смешению Иоанна Предтечи и Купалы – языческого божества, причем женского рода. Так и родилось название «Иван Купала». Как на Руси отмечали праздник Ивана Купалы, продемонстрировано в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». В фильме было наглядно показано, как языческие традиции крепко засели в сознании русского народа, несмотря на то, что считался он православным.

В день Ивана Купалы народ выходил в поле и разжигал так называемый «Ивановский костер», через который прыгала молодежь. Взрослые женщины, которым не под силу была такая забава, все равно приходили к костру, так как не явившаяся на эту забаву подозревалась в колдовстве. Знахарки же в этот праздник, как и в Духов день, обязательно шли в лес, чтобы заготовить лечебные травы, вырастающие к этому времени. А наивные люди шли ночью в лес на поиски цветка папоротника. Считалось, что цветет он лишь один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, и то избранно, а нашедшего этот цветок ожидает неслыханная удача.

Как и в другие церковные праздники, в этот день девушки плели венки из цветов и пускали их по воде. Если венок поплывет по реке, то все будет хорошо, и любовь к суженому на самом деле взаимна, а если утонет, то нужно выбирать другого. Это поверье было настолько популярно, что легло в основу песни из русского фольклора «Ох, васильки, васильки». В этой песне девушка сказала милому, что его венок поплывет, а ее утонет, тем самым опрометчиво намекнув, что она его не любит. Опрометчиво, так как не подозревала, что у милого за пазухой был кинжал, которым он ее и убил.

Мода на обливание 7 июля постепенно уходит в прошлое. Фото Алексея Танюшина из архива ИД «Советская Сибирь»

Но это в песне. В жизни же праздник Ивана Купалы проходил весело, с хороводами, с гулянием до утра. Стараются веселиться в этот день и современные россияне. Распространенной забавой стало обливание прохожих водой: «Иван Купала – обливай, кого попало». Но обливание водой – еще полбеды. В последние годы веселье в ночь на 7 июля становится все более похожим на хулиганство. В скверах ломают и переворачивают скамейки, на дачах «шутники» вытаптывают огороды, творятся прочие злые шутки. Православная же церковь осуждает языческие обычаи этого дня.

В традиционной праздничной проповеди священники призовут верующих к сдержанности, так как праздник этот всегда приходится на пост, расскажут о жизни пророка, который когда-то принял смерть за обличение языческих нравов, и призовут не участвовать в языческих разгулах. А иначе все наши чаяния о хорошей жизни будут такими же призрачными, как призрачен цветок ночного папоротника, который, как известно, никогда не цветет.