Начало обской навигации в этом году – юбилейное. Впервые шлюзы между водохранилищем и рекой заработали шестьдесят лет назад. А капитальный ремонт на столь серьезном гидротехническом сооружении проводили в конце прошлого века. Сейчас настало время второго этапа работ.
– В прошлом году мы за один год сделали четверо металлоконструкций ворот. Поменяли и отремонтировали бетон с закладными частями. Вот сейчас у нас на очереди ремонт нижнего подходного канала, потому что там откосы старые и рушатся. Надеемся, что средства для этой цели найдутся, – сообщила главный инженер гидротехнических сооружений администрации Обского БВП Анна Каспер.
Пик судоходства на новосибирских шлюзах пришелся на 1987-й год. С тех пор поток водного транспорта сократился примерно в четыре раза. Однако в современных экономических реалиях содержание новосибирской водной артерии примерно в десять раз дешевле, чем региональных автодорог. А значит, перспективы есть.
– Что касается стратегии развития, то одним из направлений мы считаем развитие водных путей. Это экономичней, к тому же это экологичный вид транспорта. Сегодня у нас город забит пробками, а мы по городу возим и рудные материалы, и песок, и щебень и так далее, – отметил губернатор региона Владимир Городецкий.
Открытия навигации ждали и томские речники. Ведь теперь наши северные соседи могут наладить транспортное сообщение с Алтаем. А это выгодная перевозка нефтепродуктов, сельхозтоваров и не только.
Первым судном, открывающим навигацию-2017, стал учебный корабль «Глазунов».
Кстати, новосибирские шлюзы – это, пожалуй, единственное предприятие, где рады паводку. Большая вода упрощает процесс шлюзования. Первая волна половодья в этом году была меньше прогнозируемой. Сейчас готовятся встретить вторую.
– И подрывы были, и управляемый ледоход. Сегодня мы будем говорить о сбросах. Мы понимаем, что критическая масса и точка уже есть. К тому же пошло потепление. Вторая волна – это Республика Алтай, это горы, снег, который будет таять, – отметил полпред президента в СФО Сергей Меняйло.
Несмотря на впечатляющие масштабы сооружения, сегодня на новосибирских шлюзах трудятся всего около трех десятков человек. Впрочем, если грузоперевозчики увидят в судоходстве альтернативу железной дороге и фурам, то все может измениться.