«Не хочу, чтобы внуки забыли»: сибирячка реставрирует советские куклы

У пенсионерки Валентины Белых в доме хранятся около 300 кукол родом из СССР. Фото Артема Шершнева.
300 советских кукол в коллекции жительницы Новосибирска Валентины Белых. Стоимость некоторых из них достигает нескольких десятков тысяч рублей. Почему Барби формируют у девочек меркантильную модель поведения, китайские игрушки – синдром потребителя, и чем ценны для истории игрушки производства СССР, коллекционерка рассказала корреспонденту VN.ru.

Небольшая квартира на левом берегу Новосибирска вся заполнена куклами, возраст некоторых достигает 60 лет. У пенсионерки Валентины Белых в доме хранятся около 300 кукол родом из СССР. В старых чемоданах на полках - игрушечные руки, ноги, головы. Выглядит жутко, но части тел пупсов нужны женщине для реставрации. Валентина вскрывает игрушечные головы и вставляет новые глаза, чтобы куклы могли моргать. Бережно закрепляет пучки волос в пластиковых черепах, склеивает крошечные пальчики.

Старые игрушки покупает на блошиных рынках и интернет-аукционах, обменивается с коллекционерами из других городов. «Я в средствах ограничена и сильно дорогие куклы не могу купить, в основном покупаю те, которые нужно восстановить, отреставрировать», - рассказывает энтузиастка.

Сломанная советская кукла стоит от 1,5 до 2 тысяч рублей, цены на старые куклы в хорошем состоянии колеблются 5 до 10 тысяч. Хотя, говорит коллекционерка, за некоторые редкие экземпляры на аукционах могут просить до 200 тысяч рублей. Достояние и гордость – возвращенные на родину советские куклы из Америки, Франции, Германии. Отдельная любовь кукольницы – к серии игрушек в этнографических нарядах.

«Эта коллекция кукол – то, что делало наш Союз единым. Не хочу, чтобы внуки забыли культуру той национальности, чья кровь в них течет. Люди должны знать свои корни», - говорит Валентина Белых.

Национальные идеи по-детски

Русская девочка с румяными щеками в сарафане и платке, киргизские и узбекские куколки в расшитых народных костюмах. По соседству - украинские, азербайджанские, грузинские, латышские красавицы. Новосибирская фабрика игрушек «Пионер», исчезнувшая в постперестроечные годы, тоже выпускала серию кукол в этнических костюмах, которые, к слову, высоко котируются у коллекционеров.

«Было принято, какие игрушки должны выпускать на фабриках, какие у них имена, одежда, внешний вид для того, чтобы игрушки были этнографически приняты нашими детьми, - поясняет Валентина. - Для сплочения СССР выпускались игрушки в национальных костюмах, мы единое государство и у нас республики в своих этнографических костюмах. Есть даже куклы в костюмах Сибирской губернии».

«Вот эта фигурка куколки-эстонки производства конца 60-х – начала 70-х. Внучка говорит: «Бабуль, а ты мне подаришь ее на свадьбу?». Это мне было таким бальзамом на душу! Думаю, не зря, значит, это все делаю!», - с трепетом в голосе рассказывает кукольница.

Барби и меркантильность

Сегодня, в отличие от советских времен, на полках магазинов гигантское разнообразие всевозможных игрушек. Куклы перестали быть похожими на людей – фигурки с неестественно большими глазами, всенепременно тонкими и длинными ногами. Подчас куклы анимализированы – с оленьими рогами, заячьими ушами, а то и вовсе похожи на вампиров и зомби.

«Может быть, для современных детей эти советские игрушки - просто история. Советские игрушки - это кукла-мама, кукла, которую можно было искупать, на которую можно сшить одежду. Это прививало девочкам любовь к рукоделию, они осваивали моду, сочетание цветов, - считает коллекционерка. - Сейчас для них важнее барбиобразные куклы. Что они формируют? Худая девочка, принцесса, должна только ездить на машинах и наряжаться. Поэтому, посмотрите, девочки стремятся стать худыми, чтобы деньги были на первом месте, а той заботливой мамы эти игрушки не формируют.

Когда Юрий Гагарин полетел в космос, появились игрушки космонавтов, мальчишки поголовно мечтали стать летчиками. Играли в солдатиков и представляли себя маршалами, а девочки грезили, как купают румяных малышей и меняют им пеленки. «Мы потеряли наши этнографические корни, - вздыхает Валентина Белых. - Были игрушки, которые говорили, какие нужны профессии. А у нас сейчас какие профессии? Мерчендайзер?».

«Мы растим потребителей»

В Советском Союзе производству игрушек для подрастающего поколения отводили огромную роль. С перестройкой и бумом пестрых китайских товаров советские куклы, зайчики и машинки оказались не нужны. «У нас было 150 фабрик в стране, сейчас функционируют три. Гонятся к тому, чтобы было больше прибыли, поэтому и приходят к нам куклы Барби. Дети раз поиграли и уже надо выбрасывать, они не получают бережное отношение к игрушкам. А это мы растим потребителей, которые должны работать, изматываться и зарабатывать деньги, чтобы потом некачественную продукцию купил, ее тут же выбросил и опять тебе надо новые покупать, - печалится кукольница, но тут же добавляет. – А эти игрушки возвращают нас туда, откуда мы черпаем силы. Поэтому нам дороги эти игрушки, в которые мы играли в детстве».

Сейчас от коллекционирования и реставрации Валентина Белых переходит к авторскому проекту. Через старые игрушки она намерена восстановить культуру переселенцев и коренных народов Сибири. Мастерица по крупицам собирает истории старых костюмов и шьет исторические платья для своих пластиковых любимиц. Об одном печалится – вся эта красота хранится в десятке чемоданов, а не радует глаз посетителей выставок. За пять лет создания уникальной коллекции ей лишь однажды удалось устроить небольшую экспозицию в районном музее.