Повсеместное нарушение технологии ремонта покрытия щебеночных дорог в сельских районах Новосибирской области приводит к их преждевременному разрушению и, как следствие, неэффективному освоению средств бюджета. В этом уверены аудиторы КСП. Они отмечают, что федеральную программу «Безопасные и качественные дороги» в регионе не везде удалось реализовать в полном объеме: в Искитиме работы выполнены на 77%, в Кольцово – на 45%. Но областной минтранс поясняет, что в Кольцово пришлось расторгнуть контракт с несостоятельным подрядчиком, а в Искитиме все средства освоены в полном объеме.
«Возникают существенные риски по реализации задачи, поставленной Президентом РФ (в «майском» указе до 2024 года), по увеличению доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем 50% относительно декабря 2017 года», – считает аудитор КСП Новосибирской области Валерий Алехин.
Аудиторы КСП уверены, что значительная часть субсидий использована на ремонт грунтово-щебеночных дорог, при устройстве которых практически повсеместно нарушается технология ремонта покрытия, что приводит к их преждевременному разрушению и, как следствие, направлению дополнительных бюджетных средств.
«В ходе независимого контроля после работ, выполненных в 2017 году, специалистами СГУПС установлено, что качество проведения работ ухудшилось по сравнению с 2016 годом. В числе основных отмечены нарушения нормативов толщины и устройства покрытия, коэффициентов уплотнения и водонасыщения, а также изменения существенных условий контрактов.
В 2018 году, по итогам проверки КСП расходов на программу «Безопасные и качественные дороги» в Новосибирской области, в полном объеме выделенные средства удалось реализовать в Новосибирске, Оби и Бердске. В Искитиме работы выполнены только на 77%, в Кольцово – на 45%.
Начальник управления дорожного комплекса регионального министерства транспорта Сергей Эпов пояснил, что программа развития транспортной инфраструктуры Новосибирской области в рамках приоритетного проекта «Безопасные качественные дороги» по состоянию на 1 ноября 2018 года выполнена в полном объеме.
«Мы были вынуждены расторгнуть контракт по строительству автомобильной дороги №12 в Кольцово, потому что, к сожалению, подрядчик, который вышел на торги, оказался несостоятельным», – сказал Сергей Эпов.
Тема некачественного выполнения ремонтных работ и недобросовестных подрядчиков, которые после победы на торгах не в состоянии осваивать выделенные средства, не осталась без внимания депутатов областного парламента.
«С этим надо что-то делать, иначе депутаты следующего созыва получат ровно столько же наказов по дорожной отрасли, сколько получили мы, потому что по итогам ремонтных работ дороги снова будут разрушены через несколько сезонов», – сказала заместитель председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Заксобрания Елена Тырина.
На местах не хватает дорожных специалистов, способных контролировать выполнение ремонтных работ на профессиональном уровне. Об этом напомнил председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике Федор Николаев.
«Это системный вопрос, ситуация не улучшается, абсолютно отсутствует штат специалистов, – сказал Федор Николаев.
– В области около 500 муниципальных образований, надо найти 500 человек с высшим образованием, но объем работ будет недостаточен для такого специалиста, и в отдаленные направления такие специалисты не поедут, они находят работу в зоне новосибирской агломерации».
Председатель комитета по транспорту областного парламента считает, что для оптимизации контроля качества выполненных дорожных работ необходимо привлекать специализированные организации, а для этого поднять их работу в сельских территориях на уровень муниципального района.
Глава комитета по транспорту считает, что необходимо собрать профессиональное сообщество, обсудить вопросы, и, возможно, внести изменения (в региональное законодательство). «Решать этот вопрос надо в любом случае в этом году», – сказал депутат Заксобрания.