Нормы на грязь: чем посыпают дороги

Пробы грязи с новосибирских дорог отдали на экспертизу. Фото Аркадия Уварова
Морозы наконец ненадолго отступили, и автомобилисты Новосибирска замерли в ожидании — превратятся ли вновь дороги города в болото или поднятая на исходе прошлого года шумиха вокруг песко-соляной смеси, которой посыпают улицы, изменила ситуацию.

Напомним, в конце декабря на городских форумах все чаще звучал вопрос: «Чем посыпают дороги, что снег на них превращается в скользкую липкую грязь, которую потом невозможно отмыть ни с ботинок, ни с машины?»

И для того чтобы понять, что с песко-соляной смесью что-то не так, горожанам даже не нужны были экспертизы. «Я как-то ехал за «посыпалкой», так там вперемешку со «смесью» разлетались из сопла нехилые такие камни и били по проезжающим машинам», «Цвет песка не такой, каким бывает песок, и что меня поразило: взяла его в руки, немного потерла, и он превратился в пыль. Размер не соответствует норме, мельче. Так что на весну и лето пылью обеспечены на 200%», «От человека, работающего в ДЭУ, известно, что посыпают самым стремным песком с очень большим содержанием ила» — такие комментарии оставляют интернет-пользователи.

К проблеме подключились депутат горсовета Дмитрий Прибаловец и общественник Михаил Мезенцев: они взяли пробы грязи с дороги и отдали на экспертизу. Результаты хоть и были шокирующими, горожан не удивили: класс песка не соответствовал нормам из-за избыточного содержания пылевидных частиц и количества глины, превышающего ГОСТ в 20 раз. Именно эта глина, уверены автомобилисты, и превращает зимой снег в непролазную грязь, а летом при любом ветерке оборачивается «песчаной бурей».

Власти города отреагировали на возмущение жителей: было предложено провести еще одну экспертизу. В результате 28 декабря в присутствии журналистов представители мэрии, а также Дмитрий Прибаловец и Михаил Мезенцев отправились на ДЭУ-1, чтобы взять пробы песко-соляной смеси, приготовленной для обслуживания автодорог. Образцы были взяты и сверху, и на углублении по всему периметру отвалов. Затем весь материал был перемешан и разделен на три равные части, а после упакован и опечатан. Одну пробу мэрия отправила в испытательный центр ООО «СибНИИстрой», вторую общественники отвезли в лабораторию СГУПСа, а третья осталась на пескобазе — ее используют для дополнительной экспертизы в случае, если результаты двух других будут различаться.

И вот исследование, заказанное мэрией в испытательном центре ООО «СибНИИстрой», дало результаты: согласно заключению специалистов, модуль крупности песка составляет 2,6 мм, массовая доля пылевидных и глинистых частиц — 2,5%. «При этом, согласно отраслевым дорожным нормам к противогололедным материалам, в зерновом составе песко-соляной смеси массовая доля частиц размером от 1 до 5 мм должна составлять не менее 75%, а массовая доля пылевидных и глинистых частиц быть не более 3%», — говорят в мэрии. Взятые образцы полностью соответствуют всем требованиям, предъявляемым к песко-соляной смеси для автодорог. Вот только экспертиза не дает ответа на вопрос, откуда же берется глина на магистралях города. Быть может, исследование общественников даст ответ? Его результаты будут известны на следующей неделе. А пока неизвестно, долго ли еще автомобилистам тонуть в глиняной каше, а пешеходам — оттирать обувь от вязкой грязи.

Как борются с зимним бездорожьем за рубежом?

Не только наша страна зимой страдает от занесенных снегом улиц. В других северных регионах тоже знают, каким напряженным бывает зимний сезон для дорожников. И придумывают свои способы борьбы с гололедом.

США и Канада

Здесь для посыпания дорог используют не хлорид натрия (знакомая всем соль), а хлорид магния. Он безопаснее для окружающей среды, автомобилей и обуви, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше. Дороги чистят специальным автомобилем с прицепом и ковшом спереди: когда он разгоняется, прицеп встает поперек дороги и таким образом очищает большую территорию.

Финляндия

Соль для посыпания дорог здесь не используют, на улицы распыляют только песок и прочие абразивные материалы. Главное условие для использования этой технологии — дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. А чтобы быстрее счищать снег, используют снего­уборочные машины с двумя боковыми отвалами — в итоге двухполосная дорога легко очищается одним автомобилем.

Швеция

Вот уже 13 лет здесь используют метод, придуманный ученым Торгейром Ваа: мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95 °С и разбрызгивают на улицах. За счет воды песок нагревается и вплавляется в снег на дороге, делая поверхность магистрали шероховатой. Одной такой обработки хватает примерно на неделю при условии ежедневного трафика около 1500 машин.

Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №3 от 19 января 2018 года