Клоунов у нас любили всегда
Новосибирцы всех возрастов издавна души не чаяли в цирковых представлениях. Уже в 1899 году на базарных площадях Ново-Николаевского поселка располагались цирковые балаганы. Спустя пять лет, в 1904 году, в центре поселка перед Масленицей построили сразу два каркасно-засыпных шатра. Один из них располагался на углу нынешних улиц Урицкого и Ленина, другой – на пересечении улиц Щетинкина и Урицкого.
Дореволюционные цирковые сооружения были деревянными. Вокруг арены стояли двумя рядами кресла, за ними шли ложи, за ложами – скамьи, а заканчивался зал галеркой. В одном из этих зданий в 1925 году разместился первый спортивный клуб, но вскоре шатер снесли, а на его месте построили Дворец труда, где ныне учат студентов-водников. Второй старый шатер сгорел.
Но как жить в Новосибирске без цирка? В 1927 году на Андреевской площади (ныне площадь Кондратюка) построили новый каркасно-засыпной цирк. Это было вместительное круглое здание – на 2200 мест (для сравнения – в современном цирке вмещаются 2300 зрителей). Соорудили его быстро. 19 апреля сообщили, что поставили первые столбы – основания для стен, а уже 10 мая народ смотрел первое выступление цирковой труппы.
В газете «Советская Сибирь» сохранился забавный репортаж: «Задолго до открытия цирка на площади началось массовое представление. Выстроились мороженщики, папиросники, торговцы семечками и прочими съестными припасами. Все это скучилось, сгрудилось, создавая впечатление тесноты, переполнения. Люди с воодушевлением терлись в этом импровизированном торговом ряду с полудня. В толпе шарили по чужим карманам. У какого-то краскома ухитрились даже срезать кобуру с наганом. В сумерки, словно это было обязательно и необходимо, все имевшие билеты стали плотной стеной у входа. И именно потому, что поступки толпы всегда бессмысленны и непонятны, никто никуда не мог двинуться. Кричали милиционеры. Хрипел контроль, надрывался администратор, пока не была найдена лазейка, в которую медленно начали просачиваться десятками любители цирка. Стало просторнее. Люди беспрерывной лентой начали наполнять круглое деревянное здание. Загремел оркестр. Так и открылся цирк».
Цирк в Новосибирске. 1920-1930 годы
Цирк на Андреевской площади работал до октября. На зиму его закрыли. Позднее в нем выступали не только цирковые труппы, но и артисты театра, эстрады, духовой оркестр, балет. В 1935–36 годах здесь показывали фильмы, ставили оперетты.
В 1937 году в Новосибирске работал цирк шапито. Здание высотой 18 метров собиралось из деревянных и брезентовых конструкций. Вмещало оно 1800 зрителей. Стоял цирк шапито в Михайловском логу, за клубом имени Сталина (ныне клуб Октябрьской революции).
Единственный в Сибири
О необходимости построить в Новосибирске капитальное каменное здание цирка, в котором можно было бы давать представления круглый год, начали говорить в начале тридцатых годов. Но возведение цирка на улице Челюскинцев началось только в 1965 году, спустя двадцать лет после войны. Это был один из лучших проектов того времени. Создан он был московскими специалистами. Удачный вариант повторили после Новосибирска в десятке советских городов – Перми, Самаре, Воронеже, Уфе, Харькове… Но не в Сибири: за Уралом зданий в таких замысловатых фуражках, как наше, нет.
Зал рассчитан на 2300 зрителей. Манеж умело смещен в сторону выхода артистов. Это позволяет всем зрителям хорошо видеть происходящее на арене действие. Для удобства посетителей на первом этаже оборудованы три широких прохода, еще шесть проходов ведут из фойе второго этажа.
Цирк «Шапито» рядом с клубом «Октябрьской Революции»
Особенностью здания является отсутствие купола. Цирк, как и церковь, вроде бы обязан быть с куполом. Однако в нашем проекте купол заменен железобетонной оболочкой в виде гиперболического параболоида. Этот архитектурный головной убор переходит в усеченную поверхность, берущую начало от козырька здания. Возможно, проект циркового здания без купола был выбран потому, что неподалеку стоит церковь, и размещение рядом двух купольных зданий столь разного предназначения могло вызвать в то время народные шутки и лишние вопросы.
Когда цирк возводили, улицу Челюскинцев только начинали застраивать современными домами. Архитекторы предполагали, что модное, стильное здание цирка станет главным строением на пересечении двух магистралей. Но оно оказалось на краю перекрестка, при этом боком выходя на одну улицу, а главным фасадом – на другую. Отведенного ему ведущего положения здание цирка не заняло. Специалисты говорят, что «ось симметрии композиции сооружения не совпадает с осью композиции противостоящего здания, также значительного по объему».
В течение минувшего полувека в здании Новосибирского цирка выступили многие знаменитости, и не только из числа людей, но и талантливейшие артисты из мира животных – слоны и бегемоты, собаки и лошади, львы и медведи…
Как Никулин пил водку в Новосибирске
Юрий Никулин несколько раз был в столице Сибири и выступал с гастролями в цирке. Нынешнее здание знаменитый клоун изучил в мае 1979 года. Тогда в Новосибирск приехал на гастроли Московский цирк. С Никулиным удалось встретиться журналисту Сергею Вахрушеву.
— Тогда попасть на представление оказалось нелегко. В кассах билеты были распроданы далеко наперед. После недолгих размышлений отправился в цирковую гостиницу и там узнал номер телефона, по которому можно связаться с клоунами. Звоню. Трубку поднял Юрий Никулин. Я представился, в ходе разговора упомянул: «Юрий Владимирович, у меня собрана серия анекдотов о вас. Хотелось бы подарить».
Юрий Никулин во время новосибирских гастролей. 1979 год
В ответ услышал шутливое приглашение: «Немедленно следуйте ко мне в гостиницу со своими анекдотами. Жду».
Я так и поступил. Через полчаса был в гостинице цирка. Вручил блокнот с записями и сказал: «Это вам от новосибирского военного журналиста».
Юрий Никулин вспомнил, что впервые он был в Новосибирске в 1949 году.
— Наши выступления нравились новосибирцам. Но закончились гастроли необычно. Перед отъездом, кажется, за сутки, разразилась буря. В ту ночь порывистый ветер разнес купол цирка-шапито в клочья. Утром, как обычно, артисты пришли на репетицию и увидели, что снегом покрыты и манеж, и скамейки для зрителей. Мы стали собираться в дорогу, упаковывать багаж. В это время прибежал расстроенный директор. Он упрашивал Карандаша выступить в последний раз. После короткого колебания тот дал согласие. Выступления прошли под открытым небом. Зрители сидели в шубах и валенках. Сверху на них сыпался снежок. Завершающей была клоунада «Лейка».
В антракте я говорю Карандашу: «Холодно очень. Возможно, обойдемся без «Лейки»? На это получил ответ: «Будем работать, как всегда». В ходе представления мы обливались водой. По правде сказать, перед выходом на манеж по настоянию Карандаша мы выпили водки, чтобы не простудиться.
Как будем отмечать юбилей
Подготовка праздничного шоу идет пока в режиме самоизоляции – разрабатывается сценарий с участием звезд, в котором обязательно будут премьеры и хиты. На манеж выйдут представители прославленных цирковых династий.
В настоящее время арена цирка Новосибирска – одна из лучших в России, поэтому регулярно используется для проведения межрегионального фестиваля-конкурса циркового искусства «Арена». Каждые 1,5–2 месяца новая программа, один коллектив Росгосцирка сменяет другой.
От современных цирковых шоу захватывает дух. Фото Алексея Танюшина
Как пишет сайт «Библиотека сибирского краеведения», для того чтобы соответствовать запросам современного зрителя, цирк провел технический апгрейд и теперь использует все доступные современные цифровые технологии, осваивая новые. Так, во время представления проекторы демонстрируют изображения на всевозможные экраны, мгновенно меняя декорации и реквизит, бои, происходящие в реальном времени на арене цирка, транслируются онлайн на больших экранах.
Зрителей ждет цирковое шоу заслуженного артиста России, двукратного рекордсмена Книги рекордов Гиннесса Александра Иванова – «Морские забавы», в котором канатоходцы выполняют эффектные трюки вместе с медведями. Гвоздь программы, по мнению первых зрителей, – единственный в мире конноакробатический аттракцион «Амазонки», поставленный заслуженной артисткой России Валентиной Кульковой. Девять красивых и хрупких девушек исполняют сложнейшие мужские трюки на лошадях. Помимо этого, в шоу участвуют жонглеры, эквилибристы, дрессированные обезьянки, собачки под руководством заслуженного артиста России Юрия Сосина.