Новосибирцам показали спектакль в подземном переходе

Светлана Мальгина играла даму с тараканами в голове на "Ново-Сибирском транзите". Фото предоставлено театром
Воскресенье, 22 мая, – а это был шестой день театрального фестиваля «Ново-Сибирский транзит», – началось для его участников и зрителей экстремально. Они спустились в пешеходный подземный переход напротив торгового центра «Манхэттен» на улице Ленина. Да так там на целый час и «застряли».

В непрезентабельном и стылом полумраке их ждали «Сироты» – спектакль Хабаровского театра юного зрителя о несложившейся истории одного усыновления, а точнее, удочерения, основанный драматургом Артемом Материнским на материалах реального судебного дела.

Бесприютность и необихоженность места действия на глазах у зрителей и жюри рифмовалась с необустроенностью души двух главных героинь спектакля – проживших вместе двенадцать лет девушки-подростка и ее приемной матери, которая теперь, в состоянии почти непрекращающейся истерики, решила «подать на развод». 

В самом названии уже были заложены как загадка, так и причина драмы. Почему «Сироты», когда сирота одна – чрезвычайно грубая, нервная, но, в общем-то, добрая и не отрекающаяся от предательницы-матери девчонка?! Да, потому, что внутренний мир взрослой героини пуст и эгоистичен, как будто она сама выросла в лесу. А голова – забита обывательскими предрассудками и страхами, как мусорный бак. То есть и сама она круглая сирота – без Бога в душе, без царя в голове…

Спектакль в переходе собрал много зрителей

Фокус и очень сильный ход спектакля – обеих героинь играет одна актриса, великолепная Светлана Мальгина. Не всегда прибегая к скотчу, очкам, парикам, чтобы за мгновение состариться, она молниеносно перевоплощалась из разбитной девчонки в злюку-даму с тараканами в голове и…рвала нам сердце, как говорится, на части.

Справа от основной площадки, где звучали эти ужасающие, обращенные к публике в роли судьи монологи, теплился не менее бесприютный «бомжовский» костерок, и подсвечивал-подзвучивал происходящее ласковый по тону, но зловещий background: молодая мать разговаривала с брошенной на попечение бабушки дочерью по скайпу…

История еще одного сиротства проклевывалась через поток заботливого сюсюканья.

«Как ты спала? А что ты сегодня утром, доченька, ела?» очевидно и без вариантов. Мы зрители отводили глаза, и взгляд утыкался в какие-то, непонятно зачем здесь стоящие ящики с чахлой рассадой, которую два ассистента (тоже актеры) раза три за спектакль походя – вырастет, так вырастет, засохнет, так засохнет – нещедро поливали водой.

Какая тут мораль? Всё и без слов ясно…

Хотя без словца в нашей действительности иногда ну никак нельзя. Поэтому перед началом действия зрители проголосовали пинг-понговыми шариками двух цветов – можно ли употреблять в спектакле про сирот в подземном переходе нецензурную лексику. Каков был результат – военная тайна.

P.S. На предыдущем «Ново-Сибирском транзите» событием стала хабаровская «Анна Каренина» (драматургическая версия Клима), поставленная режиссером Борисом Павловичем. На этот раз театр буквально погрузил нас в день сегодняшний – экстремально, жестко, но, безусловно, талантливо и искренне, за что хабаровчанам большое спасибо!

Бесприютность и необихоженность места действия на глазах у зрителей и жюри рифмовалась с необустроенностью души двух главных героинь спектакля – проживших вместе двенадцать лет девушки-подростка и ее приемной матери, которая теперь, в состоянии почти непрекращающейся истерики, решила «подать на развод».

В самом названии уже были заложены как загадка, так и причина драмы. Почему «Сироты», когда сирота одна – чрезвычайно грубая, нервная, но, в общем-то, добрая и не отрекающаяся от предательницы-матери девчонка?! Да, потому, что внутренний мир взрослой героини пуст и эгоистичен, как будто она сама выросла в лесу. А голова – забита обывательскими предрассудками и страхами, как мусорный бак. То есть и сама она круглая сирота – без Бога в душе, без царя в голове…

Фокус и очень сильный ход спектакля – обеих героинь играет одна актриса, великолепная Светлана Мальгина. Не всегда прибегая к скотчу, очкам, парикам, чтобы за мгновение состариться, она молниеносно перевоплощалась из разбитной девчонки в злюку-даму с тараканами в голове и…рвала нам сердце, как говорится, на части. 

Справа от основной площадки, где звучали эти ужасающие, обращенные к публике в роли судьи монологи, теплился не менее бесприютный «бомжовский» костерок, и подсвечивал-подзвучивал происходящее ласковый по тону, но зловещий background: молодая мать разговаривала с брошенной на попечение бабушки дочерью по скайпу… История еще одного сиротства проклевывалась через поток заботливого сюсюканья «Как ты спала? А что ты сегодня утром, доченька, ела?» очевидно и без вариантов. Мы зрители отводили глаза, и взгляд утыкался в какие-то, непонятно зачем здесь стоящие ящики с чахлой рассадой, которую два ассистента (тоже актеры) раза три за спектакль походя – вырастет, так вырастет, засохнет, так засохнет – нещедро поливали водой.

СПРАВКА

Режиссер-постановщик – Константин Кучикин, режиссер Михаил Тычинин, художник – Павел Оглуздин, художник по костюмам Наталья Сыздыкова. В спектакле заняты: Светлана Мальгина, Евгения Колтунова, Наталия Мартынова и Михаил Тычинин.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент