Новый формат для старого жанра

На самом деле блог — это не изобретение последних десятилетий. Фото с сайта pixabay.com
Писатель Роман Сенчин — о литературных корнях блогов

День блога, возникший в 2005 году и отмечаемый 31 августа, пока не стал одним из главных мировых праздников, но все к тому идет. Если, конечно, прогресс не преподнесет человечеству новый подарочек, который сдаст этот жанр в архив цивилизации, куда уже сдаются бумажные книги, телевизоры, радиоприемники. Обществом управляет интернет — всосавший в себя и книги, и ТВ, и радио. И одно из главных его орудий — блог.

На самом деле блог — это не изобретение последних десятилетий. По сути, потребность человека отмечать события жизни — личной и общественной — появилась тысячелетия назад. Дневник вроде бы ведется для самого себя, хотя если быть честным, то каждый, кто ведет дневник, хочет, чтобы потом, когда его уже не будет на свете, другие открыли тетрадь и прочитали, о чем человек думал, переживал, мечтал, над чем плакал и смеялся.

Часто встречается утверждение, что первым блогером был писатель Василий Розанов, живший почти за столетие до изобретения интернета. Его миниатюры из книг «Опавшие листья», «Уединенное» — посты в чистейшем виде. Читать эти миниатюры одну за другой, не отрываясь, чрезвычайно трудно, а вот по 2–3 в день — самое то. Появись интернет в конце XIX века, Василий Розанов стал бы суперблогером.

Но желание не только записывать, но и каким-либо способом публиковать свои мысли, афоризмы, анекдоты, наблюдения было задолго до Розанова. Не стану углубляться во времена Древней Греции, коснусь, например, Пушкина.

В собрании сочинений Александра Сергеевича есть довольно обширный раздел — «Наброски, записи, конспекты». Если вчитаться, очень многое там — это вполне самостоятельные, завершенные произведения. По сути, почти весь Пушкин как литературный критик, философ — в этих «набросках, записях, конспектах», и именно они заставили Евгения Баратынского, почитавшего пушкинские тетради, воскликнуть изумленно: «А Пушкин-то был мыслитель!»

Немалую часть этих записей Пушкин хотел увидеть опубликованными. Это подтверждается тем, что несколько он напечатал в «Литературной газете» и «Современнике». Но практики выпускать миниатюры в то время не было. Не было, как говорят сейчас, подходящего формата. Теперь такой формат появился.

Сегодня блоги — публичные дневники. Летописи, которые ведут миллионы людей.

С одной стороны, это неоценимое богатство, а с другой — вал информации, от которого глохнешь и тупеешь. Информация обесценивается, сокровенное, поведанное миру миллионами, перестает трогать. Важное тонет в массе бросового.

Недаром, наверное, очень многие топовые блогеры собирают свои посты в старые добрые бумажные книги. Думаю, не столько из-за гонораров, тиражей, а скорее для того, чтобы их посты не утонули. Редкий пост живет дольше недели, а книга... Ну, не каждая книга живет долго, но тем не менее. В общем-то, именно книги и сделали многих блогеров литераторами. Дали им этот статус, о котором, наверное, мечтает каждый интернет-автор.

Есть и известные литераторы, собирающие свои посты в книги. Например, драматург, прозаик Евгений Гришковец несколько лет назад выдал целый ряд таких книг — «Год ЖЖизни», «Продолжение ЖЖизни», «151 эпизод ЖЖизни». Но интересно, что они пошли ему в минус — интерес к этому автору как к человеку заметно снизился. Может быть, из-за слишком большой откровенности: что нам еще искать в нем, ведь он и так всё рассказал.

Перспективен, по-моему, прием, когда книги публикуются в блоге. Систематически выдается глава или кусок главы, которую поглощает читатель и ждет продолжения. Так был создан роман Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Вернее, он был написан целиком, не принят ни в одном издательстве и по частям выложен в интернете.

Публиковались в блогах романы Евгения Попова «Арбайт. Широкое полотно», Эдуарда Лимонова «Милицейский роман» (в бумажной версии получивший название «Дед»)... Да много еще. И, уверен, с развитием интернета их будет все больше.

Автору важнее гонораров и красиво оформленного томика — внимание, прямой контакт не с абстрактным, а с реальным читателем. Блоги эту возможность дают. Поэты так и практически все ушли в интернет, и издания книг, публикации в журналах для них некий не совсем обязательный бонус.

Кстати, о журналах. О «толстых» журналах, которые на протяжении двухсот лет были нервом литературной жизни. Были и, смею надеяться, остаются. Хотя блоги наносят им удар за ударом. Чем по-прежнему ценны «толстые» журналы — серьезной работой с рукописью. Отбор (конечно, субъективный, но всё же профессиональный), редактура, корректура. Планка там по-прежнему высока. В блоге же ты сам себе царь и бог. Но даже Пушкин и Лев Толстой (по крайней мере, на первых порах) нуждались в редакторе, о чем не стеснялись говорить.

Публикация прозы, стихотворений в блоге самим автором — это всё-таки полуфабрикат произведения. И мы, к сожалению, привыкаем поглощать эти полуфабрикаты, привыкаем к ляпам, опечаткам, орфографическим ошибкам. Да и к излишней лаконичности привыкаем — пост ведь не может быть слишком длинным. Помните ставшее крылатым «слишком много букаф»?

Так что у великого изобретения, которое мы вспоминаем 31 августа, много и плюсов, и минусов. По существу, мы только начинаем к нему привыкать. И к чему оно приведет — к гибели литературы, низведению высказанной даже самой великой мысли до уровня писка или же к преображению человечества, когда каждый станет по-настоящему мыслящей личностью, — пока неизвестно.

Автор — писатель, литературный критик

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Материал опубликован в газете «Известия» от 31 августа 2017 года