Очки – модные тренды 2020

Умная мода на очки: оптический стилист, главный редактор журнала Eyerepublic Анастасия Благочевская о самых актуальных трендах современной оптической индустрии специально для «Вечернего Новосибирска». Материал опубликован в журнале «Вечерний Новосибирск» №3 от 27 марта 2020 года.

— Современная мода стала очень умной и социальной: если раньше популярной была оправа определенного цвета, сейчас модно прежде всего хорошо видеть. Поэтому нужно не стесняться носить очки и вовремя проверять зрение — потому что, как известно, лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Самое важное — вообще хотя бы начать носить очки. Когда я спускаюсь в метро в Париже, я вижу, что все в очках, особенно это касается людей за сорок. А вот россияне почему-то очками часто пренебрегают. Вероятно, потому, что мы такая «супернация» — мы обязаны видеть идеально до ста лет.

— Советский человек не мог быть очкариком, пользоваться средствами улучшения зрения, себя. Он должен был быть самым сильным, смелым! И если мы обратим внимание на советский кинематограф, то женщина в очках там — обязательно «мымра». А потом, в конце фильма, она непременно преобразится, снимет очки и станет прекрасной Алисой Фрейндлих. Если же мужчина в очках — то обязательно какой-нибудь странноватый Шурик. Не знаю, специально ли это получилось или ненамеренно, но советская культура была ориентирована на то, чтобы образ очкарика немного обсмеять. И я не понимаю, зачем это было сделано. В Америке все было не так: любое голливудское кино смотришь, и все в очках, даже Мэрилин Монро. И это тоже неслучайно: просто крупные компании, которые производили оптику в свое время, заплатили Голливуду немалые деньги, чтобы в фильмах были очки. Очки моментально стали модным аксессуаром. А у нас наоборот. И теперь нужно много времени, чтобы человеку объяснить, что после сорока видеть плохо — это норма. Конечно, мы не берем случаи, когда человек носит очки с детства, хотя и это вполне нормально. Да и вообще не нужно относиться к очкам как к инвалидному креслу. К тому же сейчас такой выбор, что оправы можно менять хоть каждый день.

— Давно пора понять, что, когда ты ничего не видишь, — это некрасиво, неженственно и несексуально. Если ты хочешь оставаться женственной — купи красивую оправу, и у тебя будет красивая осанка, исчезнет прищуренный взгляд, который, кстати, многие мужчины считывают как даже не близорукость, а хищность, агрессию. Одна моя знакомая жаловалась, что ее мужчины в упор не видят, хотя она невероятно красива. В итоге оказалось, что та не носит очки и не видит ничего сама: не видит знаков, которые оказывают ей мужчины. Вот и получается, что, когда человек видит плохо, он лишается многих возможностей. Мало того, он в принципе не осознает реальную картину мира. А раз он не видит реальность, он как бы «достраивает» свою иллюзию и живет в итоге в вымышленном мире.

— Оправа — это что-то вроде карнавальной маски. Надеваешь «маску» феи — ты фея. Вампира — ты вампир. Форма очков задает стереотипное представление о личности. Круглые прибавляют в образ энциклопедического интеллекта. «Кошки» — женственности, сексуальности, даже агрессивности. Поэтому не рекомендую учителям носить очки-кошки — потому что учителя должны вызывать у детей ощущение экспертности. Круглые очки, как у Айболита, вызывают доверие.

Экологичное потребление

— Сейчас, в эпоху моды на экологию, не принято иметь 500 ненужных вещей, поэтому возвращаются фотохромные линзы (хамелеоны), для того чтобы человек купил одну модель и носил ее везде, особенно в летнее время. При этом не нужно покупать совсем уж дешевые очки — лучше взять одни, носить их 10 лет и заботиться об окружающей среде, чем иметь 5 штук по тысяче рублей. Тут дело даже уже не в моде, а именно в разумном потреблении. Что касается солнцезащитных очков, долгое время уже в моде формы унисекс. Это и правда удобно, когда одни и те же очки подходят и девушке, и ее бойфренду. Также становится популярным биопластик для очков, обычно производитель указывает это на оправе.

Феминизм как тренд

— Женщины начали носить оправы-авиаторы, которые до этого носили, пожалуй, только Градский и Боярский. Но в прошлом году оправы-авиаторы с прозрачными стеклами появились сначала на модных показах, а теперь это уже массовый тренд. Борьба за независимость дошла до своего пика: сначала женщины «отняли» у мужчин брючные костюмы и право занимать высокие должности, теперь дошло до очков. Но мода циклична, и естественно, что после всего этого унисекса и оверсайза придут золото и перья. Тем более неофеминистки как раз не противопоставляют сексуальный облик и равные права.

Солцезащитные очки как необходимость

— Благодаря тому что мы живем в северном регионе, у нас почти не покупают солнцезащитные очки. А зря. Сейчас солнце очень опасно. Косметические бренды теперь используют УФ-защиту не только в кремах для кожи, но и в средствах для волос, и в декоративной косметике. Очки — это тоже средство защиты от ультрафиолета. Тем более глаза еще чувствительней, чем кожа. Наша роговица — это как линза. И когда луч через нее попадает на сетчатку, происходит эффект, похожий на тот, как мальчишки с помощью лупы солнечным лучиком выжигают на лавочке плохие слова. Это может привести к ранней катаракте даже в 45, хотя в норме она после семидесяти.

Создай свою коллекцию

— Очки сейчас очень модно коллекционировать, и имеет смысл подбирать оправы с историей — например, эта модель снималась в кино или у нее необычная окраска. С годами такая коллекция будет только дорожать. Кстати, в этом году на аукционе продали сломанные очки Джона Леннона за 183 тысячи евро.