Князь Гремин в исполнении народного артиста РСФСР Сергея Лейферкуса вышел на первый план в постановке Владимира Кехмана. Легенда оперной сцены и многолетний исполнитель партии Онегина сменил амплуа и, наконец, стал мужем Татьяны Лариной. С его точки зрения показан весь сюжет оперы.
Бравурный полонез из 3-го акта в новой постановке «Евгения Онегина» стал увертюрой к опере. Именно со сцены столичного бала начинается действие в НОВАТе. Ария Гремина «Онегин, я скрывать не стану» выводит главных персонажей на сцену. Модный прием современной драматургии – показать историю глазами эпизодического персонажа здесь обусловлен и фигурой исполнителя. По словам Сергея Лейферкуса, он и в роли Гремина продолжает подпевать Онегину.
«Петь эту партию перед Сергеем Петровичем – это дополнительное волнение. Он – эталонный Онегин, – признался на премьере исполнитель главной партии и ученик Лейферкуса Семен Антаков. – Я не могу сказать, что внимание сильно перемещено в сторону Гремина, просто немножко поменялись местами картины, и создаётся такой киноэффект. Я считаю, это просто гениально, мне очень нравится».
Эффект киношного флешбека, когда вся сюжетная коллизия показана как воспоминание, усиливается крупными планами героев. Кинокадры спроецированы на зыбкую поверхность струящегося занавеса – роль сценографии Вячеслава Окунева ключевая в спектакле.
Знатоки оперы не услышат на сцене НОВАТа несколько ключевых арий, хоровых номеров, не найдут няню и мсье Трике. История няни будет рассказана Ольгой, а куплеты Трике споет Ленский. Как признался автор постановки Владимир Кехман, он планировал поставить еще более радикального Онегина.
«Я хотел, что в конце Гремин застрелил Онегина. Но когда мы сделали всю мизансцену, поняли, что это лишнее. Во-первых, не понятно чем стрелять. Второе – когда мы увидели эту одинокую люстру, а вокруг неё Евгений и Татьяна, мы оставили эту мизансцену такой», – говорит постановщик.
В результате из трех действий оперы Чайковского на сцене НОВАТа осталось только два. Как считает музыкальный критик Александр Матусевич, это самая большая потеря спектакля. Партитура «Евгения Онегина» считается совершенной и плохо поддается сокращениям.
«Чайковскому удалось идеально выстроить музыкальную драматургию, цельность этого произведения, поэтому здесь всякого рода изменения, переакцентировки, они щекочат нервы, скажем так. Хотя и Темирканов делал редакцию, правда, не такую радикальную. Колобов делал редакцию достаточно смелую и этот спектакль 25 лет живёт до сих пор на сцене Новой оперы. Поэтому делать какие-то выводы отрицательные я бы не осмелился. Но в целом можно сказать, что, конечно, редакция, которую предложили Кехман и Татарников, она достаточно революционная. Не на всякого любителя оперного искусства», – рассказал VN.ru Александр Матусевич.
Один из авторов новой музыкальной редакции «Онегина» Михаил Татарников дирижировал на премьере по памяти. По его словам он так много работал с этой оперой, что осмелился на сокращение первого акта.
«Проблема 1-го акта – огромное количество гениальной музыки, которая мало двигает сюжет. Если мы преодолеваем 1-й акт Онегина, дальше все катится само собой. Вот мне кто-то сказал: вы режете Онегина, а мы целиком поставили. А там не единой живой ноты, но зато целиком. Как вы считаете, что лучше?» – задается вопросом главный дирижер НОВАТа.
Качество исполнения «Евгения Онегина»– самый главный аргумент в пользу новой постановки. Прекрасная Кристина Калинина, которую прочат в будущие мировые звезды, была Татьяной все три премьерных спектакля. Бывший солист НОВАТа, а теперь звезда Михайловского театра Сергей Кузьмин бесподобно исполнил партию Ленского в первый день премьерных показов.
«Качество исполнения – это как раз то, что однозначно порадовало на премьере. Тут и думать не над чем – очень хорошо было все исполнено. Оркестр, превосходный хор, солисты – все на своём месте. Замечательные девочки Ольга и Татьяна мне очень понравились», – как считает Александр Матусевич, исполнить лирические сцены Чайковского на огромной сцене НОВАТа не так просто. Нужно преодолеть акустические проблемы сцены и выстроить баланс между оркестром и солистами.