– Первый выбор, который нужно сделать – это выбор между котиком и собачкой. Те, кто любят котиков, скорее всего, поедут на собачку... – говорит один из разработчиков компьютерной игры.
На размышление – доли секунды. От вкусовых предпочтений: овощи или фастфуд, чай или кофе – до сложных философских решений. Выбор за тобой. Под колеса поезда – один человек – или пятеро. Мультяшная картинка и веселая музыка, правда, паровозик не из Ромашково и вопросы совсем не детские.
– Пощупать какие-то сложные вопросы. Например, если на одних рельсах лежит беременная женщина, а на других – женщина с ребенком, то как поступить? Когда мы предлагаем человеку такой выбор, то он невольно задумывается над вопросом, является ли плод человеком? Или если мы предлагаем человеку выбор между больным человеком и безнадежно больным человеком или просто человеком, мы поднимаем вопрос об эвтаназии, – говорит гейм-дизайнер Екатерина Колпакова.
Команда из Новосибирска разработала игру за 48 часов. На геймджеме – международном конкурсе программистов – игра «Чу-чойс» (название созвучно со звуком поезда и английским словом «выбор») вошла в тройку финалистов. Теперь ее представят на выставке в Берлине. Приложение – не совсем игра: настоящий арт-объект. И скорее для взрослых. Ограничение – 16 плюс.
– Дети не поймут таких выборов, они не воспримут их так, как хотели бы мы – чтобы они действительно вызывали какой-то отклик в душе, сердце. Этого не произойдет. И плюс некоторые выборы могут привести к тому, что ребенок может зациклиться на этом, – говорит гейм-дизайнер Константин Григорьев.
Олег Авдеев – автор идеи, за основу взял «проблему вагонетки». Так называют мысленный эксперимент в этике. Сделать свой выбор в игре предстоит 12 раз. «Чу-чойс» не дает никакой моральной оценки, однако провоцирует человека на реакцию.
– Даже в такой безопасной среде люди начинают защищаться от выбора, кто-то уходит от выбора, например, говорит, что не будет ничего делать, вскидывает руки кверху и дает игре катиться самой. Кто-то играет очень иронично и отстранено, спасает котиков или начинает давить вообще всех. Это тоже защитная реакция от такого сложного выбора, от того, чтобы посмотреть в себя, – говорит программист Олег Авдеев.
От стратегии игры зависит финальный раунд. К примеру, если всегда быть максимально справедливым и выбирать наименьшее зло, в конце на развилке перед поездом справа – незнакомец, а слева – сам игрок. Действительно, ли так честен с собой и настолько милосерден?