Премьера балета «Пер Гюнт» в НОВАТ: босиком и верхом на самолете

Новосибирские зрители увидят абсолютно новую версию знаменитой драмы. Фото предоставлены Татьяной Шипиловой
В Театре оперы и балета состоялась премьера спектакля «Пер Гюнт» на музыку Эдварда Грига. Корреспондент VN.ru побывал на генеральном прогоне, удивился необычности новой постановки и задал несколько вопросов исполнителю заглавной партии, художественному руководителю балета НОВАТ Денису Матвиенко и хореографу из Словении Эдварду Клюгу – создателю абсолютно новой версии знаменитой драмы.

История классического скитальца по миру, который ищет не истину, а все новые и новые впечатления, ибо наделен богатым воображением и охотой к перемене мест, интересна сегодня не менее, а может, и более чем полтора века назад, когда увидела свет. Тем более что на новосибирской сцене (была и классическая постановка 1983 года) на этот раз удивительно все: нет пуантов, есть танец, где каждое движение вроде бы только лишь естественно, а на самом деле осмысленно и знаково до такой степени, что развитие сюжета смотрится стремительным детективом и захватывает дух. 

Есть удивительные режиссерские придумки хореографа (которым на самом деле нет числа), например, полет Пер Гюнта в самолете над пустыней или «танец ковров», совершенно мистические фокусы героя в финале со Смертью – и так далее, и так далее. Причем все это сделано не пафосно, а с тончайшей самоиронией по отношению к собственным фантазиям постановщика и иронией к самоуверенной самодостаточности главного героя…

По словам Дениса Матвиенко, этот спектакль был придуман еще год назад, а он, зная, что станет худруком новосибирского балета, договорился с директором о постановке Эдвардом Клюгом «Пер Гюнта» в НОВАТ.  – Что значит роль Пер Гюнта в вашей творческой биографии?  – Очень много. Когда в твоей биографии идет 21-й балетный сезон, и перетанцован весь балетный репертуар во всех возможных редакциях – это абсолютно другой спектакль. Есть возможность прожить эту жизнь, жизнь другого человека, которая, в общем-то, в чем-то перекликается и с моей жизнью, когда ты постоянно в путешествиях, в поисках, и порой не замечаешь чего-то очень важного, что, действительно, бывает раз в жизни.  – Что это по жанру?  – Современная хореография, но она ведь бывает разная. Здесь, у Эдварда, вообще нет балетных жестов, здесь все абсолютно естественно. Вы заметили – тут и водку пили, и дрались. Здесь главный акцент не на технику, главное – рассказать историю, и история видна, и она интересна зрителю… 

Развитие сюжета смотрится стремительным детективом и захватывает дух

– А балетное искусство ничего от такого подхода не теряет? 

– Балет ничего не теряет. А искусство – либо оно есть, либо его нет.  

С этим утверждением трудно поспорить: уже на генеральной репетиции зрители не поскупились на аплодисменты и возгласы «Браво!».  

Эдвард Клюг отметив, что в Новосибирске очень профессиональная и чуткая к новациям труппа, в ответ на вопрос – отчего все-таки в постановке не классический язык, пошутил, что очень хотел бы вмонтировать куда-нибудь фуэте (виртуозное движение классического танца - прим. ред.), но не получилось. На вопрос, есть ли в нем самом перекличка с личностью героя, он замахал руками: 

– Только в том, что касается творчества, творческих поисков. А так, какой я Пер Гюнт? У меня все иначе – дома меня ждет моя Сольвейг (Сольвейг - героиня драматической поэмы Г. Ибсена «Пер Гюнт» - прим. ред.) с двумя детьми.  

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент