Президент «Балтики» и губернатор Новосибирской области обсудили регулирование пивоваренной отрасли в рамках ПМЭФ

Третьего июня президент компании «Балтика» Денис Шерстенников в рамках ПМЭФ провел официальную встречу с Андреем Травниковым, губернатором Новосибирской области, где находится один из филиалов компании. Также во встрече принял участие министр экономического развития региона Лев Решетников. Стороны обсудили основные тенденции регулирования потребительского рынка, актуальные законодательные инициативы, способные оказать влияние на развитие пивоваренной отрасли, а также наметили ближайшие шаги по дальнейшему взаимодействию в регионе.

Денис Шерстенников отметил, что в 2020 году российский рынок пива показал положительную динамику, выросли и объемы продаж компании в целом – на 9%. Несмотря на все вызовы, бизнес адаптировался к изменениям и показал устойчивость. Рынок пива в Новосибирской области, в свою очередь, также вырос на 15,8%, выросла и доля компании в регионе. В связи с чем, а также ввиду увеличения доли компании в других сибирских регионах, куда поставляется пиво новосибирского завода, филиалу удалось нарастить объемы производства, а также объем выплаченных в бюджет области акцизов – до 4,6 млрд рублей. Филиал «Балтики» сохраняет свои позиции в числе крупнейших налогоплательщиков и работодателей в Новосибирской области.

По словам президента компании, для того, чтобы сохранить позитивную тенденцию в отрасли, необходимо взвешенно подходить к принятию законодательных инициатив, таких как введение маркировки пивоваренной продукции, которая представляется мерой радикальной и, вместе с тем, недостаточно эффективной, особенно в отношении борьбы с теневым рынком слабоалкогольной продукции. Он обратил внимание, что соблюдение ряда условий помогут существенно снизить влияние инициативы на отрасль. Прежде всего, необходимо избежать дублирования систем прослеживаемости – платформой для обеспечения прослеживаемости должен быть ЕГАИС. Также потребуется достаточный переходный период для запуска каждого этапа введения прослеживаемости. А на первом этапе маркировка может быть применена для пива в кегах, так как, по данным исследований, именно в этом канале сфокусирована основная проблема с неучтенным алкоголем.

Для Новосибирской области этот вопрос также актуален, ведь, по данным экспертов, в регионе в розлив продается больше, чем в среднем по России – доля разливного канала составляет почти треть от всего объема проданного пива. В то же время эффективной мерой для борьбы с рынком неучтенной продукции может стать введение реестра производителей пивоваренной продукции, а также точечные меры по усилению контроля в регионе над наиболее проблемным каналом.

В завершение встречи участники пришли к выводу, что регулирование алкогольной отрасли должно строиться на принципах дифференцированного подхода к разным видам алкоголя, отказа от тотальных запретительных мер в пользу «умного регулирования», упрощения и снижения нагрузки на добросовестный бизнес, усиления ответственности за нарушение закона и повышенного внимания к оценке фактического воздействия ранее принятых норм.