Реклама портит облик исторических зданий Новосибирска

Подходя к зданию Потребсоюза, люди первым делом обращают внимание на рекламную конструкцию. Фото автора
Рекламные вывески и щиты искажают вид исторических зданий Новосибирска, указывают музейщики. Это ухудшает инвестиционную привлекательность города, считают специалисты. Порядка ста крупных баннеров, размещенных на объектах культурного наследия, в нарушение федерального закона №73 уже убраны. К концу 2017 года будут демонтированы еще 120 рекламных конструкций.

- Когда я вожу экскурсии, мы осматриваем с группами туристов перспективу площади Ленина и видим весь этот ужас на Деловом доме и здании Потребсоюза, - рассказывает  директор Музея города Новосибирска Елена Щукина корреспонденту VN.ru.

Сейчас в здании Делового дома (архитектор Д. Ф. Фридман Д.Ф.) на ул. Ленина, 1 расположено более 50-ти организаций, вывески которых совсем не украшают его фасад. На крыше дома «Сибирского краевого союза», называемого обычно Потребсоюзом, (Красный проспект, 29, архитектор А. Д. Крячков) установлен гигантский металлический рекламный щит.  

- Когда мы с туристами подходим к зданию Потребсоюза, то люди поначалу его не видят, а смотрят на эту страшную рекламную конструкцию, - делится впечатлениями директор музея. – Здание Делового дома увешано вывесками арендаторов, а дом Спортивного клуба «Динамо» (Коммунистическая, 60) вообще не видно из-за вывесок. Всю эту рекламу надо убрать.

Дом спортивного клуба "Динамо" не видно из-за вывесок. Фото автора

В качестве примера уважительного отношения к объектам культурного наследия Елена Щукина приводит Сибирское главное управление центрального Банка РФ, расположенное в историческом здании «Госбанка» на Красном проспекте, 27 (архитектор А. Д. Крячков). На нем нет никаких рекламных щитов и вывесок.

Впрочем, и на других улицах города есть достопримечательности, где также не все благополучно с рекламой. В качестве таких примеров директор Музея города Новосибирска приводит Контору Текстильсиндиката на ул. Советской, 18 и Доходный дом Ефросиньи Верховой на ул. Горького, 40. Фасады этих зданий портит реклама владельцев и арендаторов, которая совершенно не вписывается в архитектурный облик объектов культурного наследия.

В оправдание владельцев зданий и арендаторов можно сказать только то, что некоторые   рекламные щиты были установлены еще до вступления в силу ФЗ №73, согласно п. 1 ст.35.1  которого «не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия».   

Наличие рекламных щитов на ряде исторических зданий связано с тем, что еще не истек срок договора на размещение рекламы. «К концу 2017 года будут демонтированы 120 рекламных конструкций на объектах культурного наследия и на их территории, у которых к тому времени истечет срок разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», - сообщается в письме за подписью начальника Управления по государственной охране охраны культурного наследия Новосибирской области Александра Кошелева (в ответ на запрос корреспондента VN.ru ). Кстати, по данным специалистов управления, демонтаж рекламной конструкции со здания Потребсоюза запланирован на конец июля этого года.

В здании Делового дома сейчас находятся более 50-ти организаций. Фото автора

А как быть с теми, кто не спешит убирать щиты с объектов культурного наследия? С ними работники управления проводят работу о соблюдении ограничений по размещению рекламы, а могут и привлечь к административной ответственности.

Александр Кошелев признает наличие проблемы с рекламными конструкциями, установленными без согласования с управлением:

- В случае обнаружения несогласованных рекламных конструкций при проведении управлением проверочных мероприятий на объектах культурного наследия, управление выдает предписание о демонтаже. Также борьбу с незаконными рекламными конструкциями на территории города осуществляет комитет рекламы и информации мэрии Новосибирска. 

Член Союза Архитекторов России Игорь Поповский говорит, что в городе уже убрано более ста крупных баннеров. По словам архитектора, сейчас в Новосибирске разрабатывается регламент по размещению рекламы на фасадах зданий, в основе которого используется московский опыт. Такой регламент должен учитывать архитектурные особенности объектов и  городской среды. 

- Было много разговоров о том, что это невыгодно, потому что город получает от рекламы деньги, - говорит Игорь Поповский.

- На сегодняшний день обилие такой рекламы не привлекает инвестиции. Уменьшение объема наружной рекламы, наоборот, сделает город более комфортным. А значит, повысит его инвестиционную привлекательность.