В Кайлы после дождя рейсовый автобус из райцентра не приходит, а «скорая» застревает в грязи, не доезжая до больных. Вместо 55 рублей за билет на автобус кайлинцы тратятся на такси. Группируются по три семьи и выкладывают полторы тысячи. Другого выхода нет. Если с неба закапало, водитель не выгоняет автобус даже с гаража. А в последние три дня диспетчеры такси заявки на Кайлы не принимают. Поясняют – водители отказываются ехать даже за 5000 рублей.
Директор Мошковского автотранспортного предприятия Владимир Нюренбергер рассказал корреспонденту VN.ru: «У кайлинцев водитель местный. Это менее затратно. Не нужно гонять пустой автобус утром и вечером. Это с одной стороны. С другой – рейс дотационный, так как с небольшим количеством жителей рейсы себя не оправдывают. А он стоит уже четыре дня подряд. Дороги нет. В дождь ставить автобус по этому маршруту – преступление».
Карета скорой помощи на свертке в Кайлы скорой быть перестает. И тогда врачам самим нужна помощь – трактора. «Мы все обращения и заявки принимаем и обязательно выезжаем. Мы знаем, что дорога ужасная. И порой знаем, что не проедем. Но все же пытаемся. Буксуем. Иногда прорываемся. Иногда – нет », – рассказала VN.ru заместитель главного врача Мошковского района Наталья Липилина.
На этой неделе в семье Лукуприяновых родилась девочка. Роженицу в роддом провожали всем селом. «Скорую» даже вызывать не стали. Все равно бы не проехала. Сели на личный автомобиль, пригласили провожатых с села и совместными усилиями пробились.
«У нас хорошее село, красивое. Есть школа, детский сад, ФАП. Мы даже привыкли ездить в райцентр и в Новосибирск на работу. Но как тут жить, если нет дороги. Мы в поликлинику не можем выехать месяцами весной и осенью. Да и летом после дождя. У нас же дети», – говорит многодетная мать Руфина Копылова из села Кайлы.
Кайлинцы уже несколько лет обращаются за помощью к главе сельсовета, к местным депутатам, но дорога по-прежнему непроезжая. Ждать рейсовый автобус, вызвать такси или отложить поездку? К сожалению, кайлинцы все чаще делают выбор в пользу последнего варианта. А для тех, кто пытается выехать на работу, это очень затратно.
Между тем, на развитие и восстановление автодорог местного значения муниципальным образованиям Новосибирской области в 2017 году из средств регионального и федерального бюджетов направлено 2,859 миллиарда рублей. Это на 500 тысяч рублей больше, чем в прошлом году.