Когда обливание заканчивается кровью
— Традиционно на улицах обливают водой как прохожих, так и автомобили, — говорит специалист отдела пропаганды ГИБДД Новосибирска Константин Шкабарня. — Конечно, не всем приятна такая забава.
Раньше в обливаниях активно участвовали дети с «брызгалками от шампуня», а сейчас этим промышляют молодые люди на автомобилях, вооруженные современными игрушками. Водяные пистолеты легко стреляют на 10 метров!
— На остановках, обливая автомобили, озорники подвергают опасности в первую очередь себя, — продолжает Константин Шкабарня. — Они могут увлечься и не заметить движущийся автомобиль, могут поскользнуться и попасть под колеса машины, даже просто толкнуть друг друга, что приведет к трагедии. В Новосибирской области регистрировались ДТП, причиной которых становилась шалость у дорог и детей, и взрослых. Вылитая из ведра на лобовое стекло вода делает невидимыми для водителей как самих обливающих, так и других участников дорожного движения. Люди неоправданно рискуют жизнью. Водитель, не ожидавший внезапного холодного душа, может на время потерять обзор и не среагировать на опасность. Неопытный водитель и вовсе может растеряться на дороге, потерять управление автомобилем, совершить неправильный маневр и создать аварийную ситуацию.
Три года назад день Ивана Купалы закончился криминалом. Поздно вечером в Советском районе 30-летний мужчина, недовольный тем, что его облили из водяного пистолета, набросился на шутника с ножом в руках. Пострадавшего с серьёзными ранениями госпитализировали, напавшего задержала полиция.
В 2011 году два подростка, отмечая языческий праздник, попали в ДТП. Водитель следовал на «Тойоте-Спринтер» по улице Ленинградской в Октябрьском районе и сбил подростка вне зоны пешеходного перехода: тот на проезжей части забавлялся водными процедурами. Пострадавший отделался ушибами и ссадинами. Другой мальчишка в Дзержинском районе пострадал сильнее. Авария произошла на проспекте Дзержинского. Водитель на автомобиле «Субару-Форестер» сбил подростка 1997 года рождения, который перебегал дорогу вне зоны пешеходного перехода.
Пострадавшего доставили в больницу с закрытой черепно-мозговой травмой, сотрясением головного мозга, ушибами мягких тканей головы и локтевого сустава.
Фото Аркадия Уварова
Иван Купала может лишить глаза
— Обливания на улице, независимо в какой день это происходит, попадают под действия статьи административного кодекса РФ «Мелкое хулиганство», — рассказывает начальник отделения организации взаимодействия со СМИ ГУ МВД по региону Антон Сурнин. — Дальнейшее зависит от последствий. Существует статья УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья». Она грозит лишением свободы до двух лет. Два года назад девушке с балкона 17-го этажа на голову упал воздушный шар, наполненный водой, - так называемая «капитошка».
— Ситуация со сбросом «капитошки» уже приводила к судебному разбирательству в Новосибирске, — говорит адвокат Николай Потапов. — В 2014 году на голову девушке 12-летний шалопай скинул «капитошку». Пострадавшая долгое время провела в больнице с черепно-мозговой травмой. Родители хулигана в итоге выплатили более двухсот тысяч рублей компенсации за моральный и физический ущерб.
По словам Николая Потапова, в последние годы встречаются случаи использования для обливания различных приспособлений и даже ранцевых лесных огнетушителей, струя из которых запросто может выбить глаз. А это - уже тяжкий вред здоровью и уголовная ответственность: до восьми лет лишения свободы. Вам это надо?
Обливания в Новосибирске ужасают иногородних
Только в Новосибирске праздник Купалы отличается таким варварским поведением. Судя по опросу корреспондента VN.ru в других городах России этот ритуал не прижился, либо давно исчез.
«Я уже 8 лет живу в Екатеринбурге, — говорит уроженка Новосибирска Тамара Бергман. — Здесь Ивану Купалу вообще никак не отмечают. Дети лет до 12 немного развлекаются, но поливают только друг друга из водных пистолетов. И больше никого! Взрослые выходят на улицу смело».
«Такого буйства и бардака в процессе отмечания Ивана Купалы, как в Новосибирске в Питере нет, — подтверждает Алексей Кондратьев. — В городе есть несколько крупных площадей, на которых в начале двухтысячных построили фонтаны, чтоб люди не устраивали митинги. На них школьники в день Ивана Купалы обливают друг друга, если погода тёплая. Тех, кто проходит мимо не трогают. В прошлом году с погодой не повезло — было холодно и мрачно, поэтому обливались в следующие за праздником выходные. В этом году тоже передают плюс — 13-19 и дождь».
Московский политолог Андрей Тихонов сравнил Новосибирск с «диким западом Украины», где подобный Купале праздник называется «обливным понедельником», и празднуется сразу после местной Пасхи.
«Вся суть сводится исключительно к обливанию водой всех, кто своим видом выражает нежелание соблюдать какие-то там традиции. Контингент — сбивающаяся в стадо по 20-30 человек пьяная гопота школьного и студенческого возраста, — говорит Тихонов. — За отсутствие блаженного восторга от залитого за шиворот ведра воды следует групповое избиение, независимо от пола и возраста жертвы. Золотая молодёжь региона рассекает по городу на родительских машинах и поливает всех на ходу. Методы противодействия — огнестрел и травматика, ибо местным правоохранительным органам велено не вмешиваться в празднование традиций. В континентальных регионах Украины подобное варварство не наблюдается».
По словам Андрея Тихонова, который 10 лет назад переехал из Новосибирска в столицу, в Москве тоже Иван Купала никак не отмечается. Даже на окраинах.
Бывший житель Хакасии писатель Маским Маскаль уверяет, что в на его родине Иван Купала отмечается широко, но иначе, чем в Новосибирске.
«В Хакасии очень любят день Ивана Купалы. Обливается и стар, и млад, — рассказывает Маскаль. — Но! Как правило люди выезжают на озера, которыми славится республика. Обливания, смех, шутки, конкурсы, веселье. Вечером по традиции прыгают через костер и загадывают желания. А такого как в Новосибирске, конечно, нет».
Кто такая Купала, и причем здесь Иван?
«Многие думают, что Иван Купала — веселый праздник, когда «купают» друг друга, обливая в жаркий полдень холодной водой, а девушки вечером водят хороводы вокруг костров и пускают по воде веночки с зажженными свечами, гадая о женихах, — говорит священник, представитель Новосибирской митрополии Андрей Ромашко. — Однако на самом деле у праздника Купалы другой, совсем не безобидный смысл. Купальские игрища наших далеких предков были посвящены Ящеру — подводному демону, покровителю урожая. Центром празднества было жертвоприношение: ежегодно в середине лета, в день «солнцеворота». Ящеру выбирали невесту, самую красивую девушку, наряжали ее, украшали цветами как бы на свадьбу, а потом с камнем на шее топили ее в реке или болоте. Она и была Купалой. Считалось, что этот обряд поспособствует хорошему урожаю».
Языческий праздник претерпел изменения и потерял свое астрономическое время: в старой Руси его отмечали 23 и 24 июня, во время летнего солнцестояния. Об его истинном значении забыли, и теперь Иван Купала – лишний повод развлечься и похулиганить для «детей и подростков 15-30 лет».
По словам Андрея Ромашко, рождество Иоанна Крестителя (которое празднуется в соответствии с Евангелием ровно за шесть месяцев до Рождества Христова) по несчастливой случайности оказалось в близком соседстве с Купалой языческого календаря.
«Церковный праздник стал ассоциироваться с народно-языческим торжеством, так и получилось в народе несуразное … «Иван Купала», — продолжает представитель РПЦ. — Со временем, под влиянием христианства языческие верования в народе ослабевали, человеческое жертвоприношение было заменено ряженой куклой, а затем и просто веночком, пущенным по воде. Теперь из всех атрибутов языческого культа осталось только обливание водой, хотя гламурные журналы настойчиво рекомендуют девушкам еще и гадание. Жаль, что наши современники с удовольствием предаются этим «невинным» купальским забавам, не имеющим ничего общего собственно с датой 7 июля — Рождеством Иоанна Крестителя».