Схватка за метро: Новосибирск-Красноярск-Омск

В Новосибирске метро функционирует с 1980-х годов, а в Омске и Красноярске его до сих пор нет. Фото Виктора Боровских
Три сибирских города-миллионника жаждут строительства метро. В Новосибирске метро функционирует уже больше трех десятилетий, а в Красноярске и Омске его начали строить на излете Советского Союза, но так и не достроили. Эксперты отмечают, что планы развития метро активизировались с момента смены руководителей всех трех регионов осенью 2017 года. Где выше шансы, что строительство метро реально возобновится после выборов? Публикуется повторно в цикле «Лучшие материалы VN.RU за 2018 год».

Только трем городам выделялось федеральное финансирование на строительство метро в XXI веке: Москве, Санкт-Петербургу и Казани. Конкурирующие сибирские города-миллионники объединяет одно – достроить метро нереально без субсидий из федерального бюджета. А ситуация вокруг метро в каждом городе очень разная.

Оптимистичный Новосибирск – 1,5 млн жителей 

В Новосибирске мечтают достроить второй тоннель на «Золотой ниве», построить две станции на Дзержинской линии и электродепо. А появление на карте города станции «Спортивная» к МЧМ-2023 по хоккею считается уже едва ли не решенным делом. Самые неисправимые оптимисты готовы рассуждать и о станции метро «Площадь Станиславского». Даже понятие Кировская линия областные и городские власти реанимировали, что, безусловно, на пользу дела.

Площадь Ленина в Новосибирске в период строительства метро, в 1970-80 годах. Фото предоставлено Александром Матвеевым

А дело-то за малым – надо получить федеральные деньги! Регион не в состоянии самостоятельно строить новые станции. Это совершенно ясно, если сравнить уже опубликованные суммы затрат на ту же Дзержинскую линию 26 млрд рублей с годовыми расходами городского бюджета – около 39 млрд рублей в 2018. Последний раз станцию метро «Золотая нива» сдали в Новосибирске в 2011 году. 

Аргументы в пользу достройки метро в Новосибирске весомы. Население мегаполиса с той поры, когда метрополитен начал свою работу, увеличилось более чем на 200 тысяч человек, превысило 1,5 миллиона жителей только официально и продолжает расти.

Новосибирску не надо начинать с нуля, поскольку предстоит именно достроить то, что запланировано. Задел есть серьезный, поскольку необходимые работы и расчеты проводились раньше, их только требуется адаптировать к новой эпохе. То, что это можно сделать довольно быстро, показали последние месяцы, когда готовились документы в Госэкспертизу.

Самый длинный крытый мост метро в мире соединяет берега Оби. Фото Виктора Боровских

Наконец, молодежный чемпионат мира по хоккею, который состоится в 2023 году, должен пройти на высшем уровне. Об этом недавно сказал и Президент Владимир Путин. Документация по «Спортивной» уже готова на 40%, а к новому году ее полностью отработают.

Ожидается, что станция «Спортивная» откроется в 2022 году, а это уже будет прецедентом, что по нынешним временам немаловажно. Если делить воображаемый пирог, то шансы Новосибирска получить финансы для развития метро кажутся предпочтительнее, чем у двух городов-миллионников, которые пока метро так и не построили – Омска и Красноярска.

Задумчивый Красноярск – 1, 09 млн жителей

Красноярск отчаянно соперничает с Новосибирском за статус неформальной столицы Сибири. Наличие в городе метро в этом смысле фактор немаловажный. Новосибирцы уже четыре года катались в подземке, когда в Красноярске только начались изыскания.

В городе на Енисее решили, что первая ветка метро протяженностью более 8 км будет включать пять станций. Объявлено о строительстве метро в Красноярске было на митинге 17 октября 1995.

Началась проходка тоннелей – к 2010 году прошли около четырех километров и остановились из-за отсутствия финансирования.

Еще через два года законсервировали подземные выработки на двух станциях. Консервация – дело тоже недешевое: в 2017 году она обошлась в 76 миллионов рублей. 

В отличие от Новосибирского метро, подземка в Красноярске будет стоить дороже из-за глубокого заложения первой ветки. Фото Виктора Боровских

Дискуссии о том, что делать, велись постоянно, а новый импульс им придал визит Президента Владимира Путина в феврале 2018. Врио губернатора Красноярского края Александр Усс поднял на встрече с главой государства вопрос о возобновлении строительства метро. Как сообщили местные СМИ, Владимир Путин «не исключил», что оно в городе появится. Президенту доложили, что на строительство подземки уже потрачено 12 миллиардов рублей, а требуется вложить еще 60. На все про все должно уйти пять лет. СМИ приводят цитату Президента «Давайте вернемся к проекту», что может быть истолковано весьма широко.

И вот почему. В отличие от Новосибирска в Красноярске метрополитен глубокого заложения: средняя глубина первой ветки – более 60 метров. Это означает, что котлован для строительства здесь не выроешь. Стало быть, и строительство стоит гораздо дороже.

Директор «Красноярскметростроя» Игорь Иванов уже заявил, что работы по строительству метрополитена возобновятся в этом году. С помощью канадских щитов намечается пройти 160 метров тоннеля. По его мнению, в 2018 году будут выполнены работы на 250 миллионов рублей. Оптимизму директора можно бы порадоваться, но руководитель региона ведет себя сдержанней. На недавней встрече с Президентом Усс вновь поднял тему метро. И мысль свою сформулировал весьма дипломатично: «Тема финансовоемкая, – естественно, она просто уходит. Я опасаюсь, что она может уйти в никуда. Я отдаю себе отчет, что на самом деле 65 миллиардов – это серьезная сумма. Мне кажется, мы могли бы к этому подойти, может быть, с иных позиций – комплексное решение по скоростным видам городского транспорта (где-то электричка, где-то есть новые скоростные трамваи), с тем чтобы это не стало домашним заданием чисто Красноярского края».

В ожидании метро в Красноярске все идет своим чередом. Фото Станислава Соломахина из «Википедии»

В свою очередь Президент Владимир Путин предложил еще подумать: «Эта тема не должна умереть. Давайте к ней вернемся. Здесь есть о чем поговорить. Там средства выделяются, конечно, на всю страну, но выделяются на всю страну не теоретически, а в преломлении к каким-то регионам. Давайте обязательно к этому вернемся».

То есть решать транспортные проблемы Красноярска будут, но вряд ли кто возьмется сегодня с уверенностью заявлять, что решать их будут именно с помощью метро. 

Неопределенный Омск – 1,17 млн жителей 

В 1979 году в Омске определили схему развития метро и начали строить, но  сразу «что-то пошло не  так». В смысле деньги выделяли регулярно, но результат традиционно оставлял желать лучшего. Сейчас эксперты определяют общую готовность метрополитена в Омске в 35,9%. Построен двухуровневый метромост через Иртыш стоимостью 3,4 млрд рублей и на 80% готова станция «Библиотека Пушкина», есть также 7,2 км путей. С начала строительства общая сумма вложений составила до 12,9 млрд рублей.

Продвинуться дальше омичам никак не удавалось, и потому правительство Омской области решило стройку законсервировать до лучших времен, которые, как все надеются, наступят. На консервацию тоже нужны деньги, но без этого никак не обойтись, поскольку работы не идут, а объекты в нарушение закона не законсервированы. За это Ростехнадзор уже выносил штрафы.

 Совмещенный автомобильный и метромост через реку Иртыш в городе Омске. Пока действует только автомобильный. Фото автора Крылов Иван из «Википедии»

Омские власти просто за головы схватились, когда узнали о том, что Министерство транспорта рекомендовало правительству региона все-таки достроить метро! При этом в Минтрансе пояснили, что деньги придется искать самим… 

На первую очередь метрополитена требуется 22 миллиарда, которые предстоит изыскать в бюджете области и города или за счет «источников, привлекаемых регионом на возвратной основе». Появились варианты. Например, заговорили о проекте метро с легкорельсовым транспортом. А врио губернатора Омской области Александр Бурков рассказал, что уже сделано предложение принять участие в проекте строительства метро  китайской строительной корпорации «SEPCO1». Так или иначе, но омские чиновники не сдаются – в мэрии, как сообщили местные СМИ, решили ввести единый проездной билет на все виды транспорта, включая и метрополитен… 

Вход в один из тоннелей Омского метро. Фото upisfree из «Википедии»

Однако с омским метро все как-то непросто. Когда уже смирились с мыслью, что строить придется, в город нагрянул с визитом заместитель председателя правительства России Виталий Мутко. Он посмотрел на то, что имеется в Омске, и произнес буквально следующее: «Если у вас нет решения, что с этим делать, в чем смысл консервации? Надо в главном определиться, нужно метро или не нужно. Сядьте, разберитесь, как изменились пассажиропотоки, сделайте транспортный план города. Потом уже принимайте решение. Даже если сейчас мы найдем ресурсы на три эти станции, на что они повлияют?»

Так ситуация с омским метрополитеном снова вернулась в традиционное состояние неопределенности.