Сожжение елки и вечера безбожников: история похищения Рождества в Новосибирске

Атеистическое воспитание начиналось с малых лет. Фото предоставлено Константином Голодяевым
В России 1 января объявил праздничным нерабочим днем император Николай II в 1897 году. После революции 1917 года как такового запрета на празднование Нового года в стране не вводилось. Но политика партии во второй половине 1920-х стала меняться.

В 1929-м Совет народных комиссаров постановил – во дни всех религиозных праздников работа производится на общих основаниях. Указ Николая II от 1897 года о продолжительности распределения рабочего времени был упразднен. На многих напечатанных календарях на 1930 год первое января все еще был отмечен как праздничный день.

На Рождество и Новый год начались гонения. Население морально подготавливали к этому решению, комментирует краевед Константин Голодяев. В Сочельник проводили вечера безбожников, появилось такое явление, как «комсомольское Рождество».

 «Домашние елки уже не устанавливались, – говорит Константин Голодяев. – Если кто-то все же осмеливался поставить елку, то очень маленькую, без гирлянды, и непременно в глубине комнаты, чтобы никто не увидел. По вечерам ходили комсомольские отряды, выискивали, стучали в окна обладателям елок, докладывали, куда надо».

Гонения на елку были связаны с ее христианской историей. Считается, что первое новогоднее дерево еще в XVII веке украсил основоположник Реформации и протестантизма Мартин Лютер. Елка была символом Рождества Христова. В России первая рождественская елка была установлена в 1817 году по инициативе супруги императора Николая I Александры Федоровны, принцессы Шарлотты Прусской.

Рождественская открытка.

На Новый год после 1930 года собирались небольшими компаниями, слушали по радио обращение Сталина или читали вслух «Правду» – главную ежедневную газету КПСС. 

6 января 1933 года на площади Сталина в Новосибирске рождественскую елку и вовсе торжественно сожгли. В этот день коммунисты устраивали антирождественский карнавал.

Жительница города Анна Степанцова вспоминала: «Антирожденственский карнавал 6 января, хотя ничего общего с карнавальным переодеванием он не имел, все же был более живым праздником: люди собирались, слушали митинг, выкрикивали лозунги, потом были танцы, сожжение елки...».

О простых работягах устроители новых порядков тоже не забывали. Святое время Рождества старались наполнить легкомысленным и безудержным весельем. Бывало, в совхозе несколько дней не молотили и не возили хлеб – рабочие пьянствовали.

Уму непостижимо, сколько пришлось приложить усилий, но похищение Рождества из общественной жизни все-таки состоялось. На смену христианской традиции в конце 1935 года пришел Новый год. Праздник был посвящен главным образом детям из разных слоев населения.