Судьба советского дизайна: старые вывески запрещено демонтировать

Фото Андрея Заржецкого и предоставлены Татьяной Иваненко
«Золотой колос», «Золотой ключик» и «Золотая нива» – неоновые вывески для нескольких поколений новосибирцев превратились в топонимы. Магазинов с брендами «Ключик» и «Колос»  уже нет, но горожане знают, где они находились, и до сих пор помнят ассортимент легендарных магазинов.

По старым вывескам можно определить, где в Новосибирске были аптеки, парикмахерские, магазины и сберкассы. Есть и загадочные названия – «Стандарты», «Химреактивы» или призывы звонить «04» при запахе газа в квартире. 

Сохранять ли старые вывески в качестве городских топонимов или убирать их как визуальный мусор? Существуют разные мнения. Какую роль вывески выполняют сейчас, будут ли их сохранять и актуализировать? На эти вопросы VN.ru ответил председатель городского комитета рекламы и информации Олег Хорошунов.

– Олег Владимирович, есть ли в комитете полная информация о количестве и состоянии советских неоновых вывесок?

– Точного подсчета, сколько таких вывесок в городе, не велось. Они стоят особняком. В нашем регламенте они выведены в отдельную категорию. Все вывески, которые появились в Новосибирске до 1991 года, запрещено демонтировать. Недавно убрали аварийную вывеску «Сберкассы» с улицы Титова, но ведем переговоры со Сбербанком, чтобы её восстановить. Мы вообще прорабатываем программу, как бы нам эти вывески восстановить. Было даже такое видео, где эти вывески оживали, их подсвечивали, и это выглядит очень красиво. Поэтому еще раз – у нас запрет на демонтаж. Мы с собственниками стараемся разговаривать, чтобы их приводили в порядок.

– А насколько эти вывески сейчас актуальны и будут ли их актуализировать?

– Мы как регуляторы, отвечающие за рекламные носители, мечтаем, чтобы у нас предприниматели делали вывески, как раньше, – объемные буквы без подложки с неоновой подсветкой. Нам бы хотелось, чтобы вывески так выглядели. У нас в Новосибирске предприниматели почему-то считают, что чем она больше, чем больше баннеров вокруг, наклеек, тем лучше. Что касается соответствия вывесок месту... На самом деле, к сожалению, чаще всего они уже не выполняют свою функцию. 

Там, где написано «Продукты», уже давно продуктов нет. Но эти вывески сами по себе являются элементами архитектуры, даже без своей функции обозначения места. Это как раз то, что хотелось бы восстановить. Единственное, что у нас ни полномочий, ни сил таких нет. Но ответственные предприниматели на это идут. Некоторые собственники многоквартирных домов тоже проявляют определенное желание, но понятно, что это требует ресурсов. У нас в бюджете на это средств не заложено.

– Можно ли сказать, что старые советские вывески соответствуют тому дизайн-коду, который принят сейчас в Новосибирске?

– Конечно. Они где-то могут немножко не проходить по размерам, по занимаемой площади фасада, но по ключевым требованиям – это объемные буквы и отсутствие подложки – они, можно сказать, эталонные. Понимаете, у советских вывесок есть философия, которую мы сейчас пытаемся донести до предпринимателей. Советская вывеска не привлекала клиентов, она обозначала место того или иного предприятия. Это ключевая разница – обозначать свое предприятие или рекламировать его своей вывеской. Вывеска должна информировать, а не зазывать кричащими яркими наклейками и баннерами, в этом ключевая разница.

– Если говорить о современных вывесках, сколько из них уже соответствуют дизайн-коду?

– У нас одиннадцать тысяч разрешенных вывесок. У каждой из них разная стадия заключения договора. У кого-то они подписаны еще до вступления архитектурного регламента, но действуют до сих пор. Назвать точные цифры довольно сложно. Сегодня у нескольких вывесок закончились договоры, завтра их приведут в соответствие - это постоянный процесс. Что касается примеров, когда что-то удалось сделать, - это Вокзальная магистраль. Удалось сделать далеко не все, но если мы посмотрим болгарский дом, следующий дом, мы эти вывески увидим - объемные буквы, без подложки, красиво подсвечены. Кроме того, мы убрали с этой улицы 60% крупноформатной рекламы. То есть Вокзальная магистраль – наглядный пример того, в каком направлении надо двигаться, хотя там тоже есть много проблем. В противовес этому могу назвать проспект Маркса и площадь Маркса. Это – боль, это яркий пример того, как не надо делать.

– Те же площадь Маркса и проспект Маркса совсем скоро окажутся в центре внимания. Именно на левом берегу будут проходить основные мероприятия МЧМ по хоккею в 2023 году. Успеете ли вы что-то с этим сделать?

– С проспекта Маркса убрали порядка десяти крупноформатных рекламных конструкций, в том числе огромный щит напротив НЭТИ, убрали 12 афиш старого формата, которые загораживали тротуары. Сейчас работаем над тем, чтобы убрать сити-формат. У нас раз в месяц проходит выездное совещание по проспекту Маркса и площади Маркса. В последние два года мы выдавали разрешение на размещение рекламы только на год, чтобы к чемпионату успеть привести все в порядок. Безусловно, эта территория сейчас в приоритете.

Известная в Новосибирске архитектор Татьяна Иваненко высказалась за демонтаж старых советских вывесок. «Вывеска заведения, которое уже не работает - это визуальный мусор. Даже если она была хорошо сделана. «Золотой колос», конечно, очень жалко, это была лучшая вывеска в советском Новосибирске. Хотя «1000 мелочей», магазин «Весна», «Золотой ключик» - это городские топонимы, а значит их можно бы и оставить», - подытожила Татьяна Иваненко. 

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент