Трамваи Новосибирска отмечают День рождения – какими были первые вагоны 87 лет назад

Фото: Музей Новосибирска
Трамвайное сообщение в Новосибирске началось 26 ноября 1934 года. Только за первый день работы в трамваях прокатились почти 6 тысяч новосибирцев, тогда они курсировали по городу с 5 утра до полвторого ночи. А первый в Новосибирске трамвай водила женщина.

Первые трамваи на улицах Новосибирска появились ровно 87 лет назад. Подготовка к строительству трамвайной линии в стремительно развивающемся городе велась с 1931 года, в июне 1933-го начали прокладывать рельсы. Тогда Столица Сибири задыхалась без транспорта.

«За первый день работы было перевезено почти 6000 пассажиров, а это 80 пассажиров за рейс, - пишет на своей странице «Вконтакте» Музей Новосибирска. - Обслуживание велось с 5 часов утра и до 1:30 ночи». Ночные трамваи сейчас представить сложно, в те годы они перевозили трудящихся в вечерние и ночные смены на благо социализма.

Первый трамвайный маршрут №1 соединял центр Новосибирска и железнодорожный вокзал, питание осуществлялось за счет ТЭЦ-1, ныне заброшенной. Позже трамваи стали ходить до завода «Труд» и завода им. Чкалова, до Ипподромского рынка и клуба им. Кирова, хотя первоначальные планы были более грандиозными - к 1938 году в Новосибирске намечалось проложить 85 километров трамвайных путей, охватывающих почти весь город, но к назначенному сроку удалось проложить лишь 25 км, что, впрочем, тоже можно считать успехом.

По воспоминаниям старожилов, первые трамваи страшно громыхали во время езды, а зимой в деревянных вагонах не было отопления, пассажиры мерзли. Трамвайные пути от снега горожане чистили самостоятельно.

«В 1934 году (мне было 12 лет) пустили первый трамвай. Мы, ребятишки, обрадовались и побежали от ЦК Швейников до улицы Рабочей и до Оперного театра, - публикует воспоминания жителя Новосибирска Г.И. Гутового музей Новосибирска. - У трамвая была внизу тяга, швеллер. Билет стоил 3 копейки, мы садились на приступочку и катались. Первым водителем была Агафья Никифоровна Ковязина, деревенская женщина с Желтоногино, из старообрядческой семьи. Она приехала в город и окончила курсы. Первый в городе трамвай водила женщина. Так как мы ее знали и были из одной деревни, катались бесплатно».

Трамвай в те годы и рассматривался как своеобразный метрополитен для провинции: асфальта не требовал, работал безотказно, да и к тому же экологически чистый. Трамвай для города был гордостью и транспортной красой.

Спустя пять лет после запуска первых трамваев, к концу 1939 года, в Новосибирске насчитывалось 7 трамвайных маршрутов. Конечными точками сети были завод «Труд», вокзал, улица Кольцова (трамвайный парк), Соцгородок и завод им. Чкалова. Седьмой маршрут, не связанный с основной сетью, был пущен к ноябрьским праздникам 1939 года от виадука на Красном проспекте около улицы Писарева до Сухарной площади (клуб им.Кирова).

На левом берегу трамваи впервые появились лишь в 1941 году. А впервые трамвайные пути соединили два берега лишь после окончания строительства Октябрьского моста в 1955 году.

А недавно отголосок трамвайной истории внезапно обнаружили там, где не ждали. На дачах под Завьялово нашли два трамвайных вагона 30-х годов. От одного вагона остался лишь кузов и рама. Другой за годы превратился в бытовку — в нем обустроили две комнаты и обклеили стены кузова обоями. Такие трамваи строились в Ленинграде на заводе «Красный Путиловец» почти 100 лет назад — в конце 1920-х. Найденные вагоны эксплуатировались в Новосибирске, по предположениям сотрудников депо, в военные годы.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент