Число таких домов по всей области сейчас около 500, а за 2017-й год ожидается прирост их количества в несколько раз - до 3000. Отказы начнутся как только закончатся договоры управления «проблемных» домом, считает начальник Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Евгений Пономарев. Процесс бросания домов - обратная сторона процедуры лицензирования управляющих компаний, введенной полтора года назад, с помощью которой планировалось оставить на рынке только добросовестные предприятия, улучшив тем самым на порядок уровень обслуживания жилья.
Однако требования лицензии не учитывают изношенность жилого фонда, который в большом количестве есть у многих управляющих компаний. И уже на стадии обсуждения закона о лицензировании было очевидно, что УК начнут бросать ветхие и от того убыточные дома. Причина проста — множественные штрафные санкции в 250 тысяч рублей за раз от той же жилищной инспекции на домах, где управляющая компания по определению не в состоянии исправить ситуацию по причине ветхости здания, ставят под угрозу существование самого бизнеса.
Плачевна дальнейшая судьба дома, оставшегося без управления, хотя управляющая организация и обязана продолжать его обслуживать до проведения конкурса, но только в рамках действующего тарифа. Это означает, что тех копеечных тарифов, что, как правило, есть в таких домах, хватит в лучшем случае только на ликвидацию аварийных ситуаций.
Многие компании, уже отказавшиеся от домов, сегодня обанкротились, а значит даже и обслуживать это жилье будет некому в прямом смысле этого слова.
Конкурс же на брошенные дома, который администрация обязана провести для выбора новой УК, вряд ли когда-нибудь состоится. По мнению Евгения Пономарева никто на него не заявится:
- Когда мы эти дома выставляем на торги, просчитываем все по минимальному перечню работ и услуг, получается цена 40-45 рублей. У нас есть вопиющий случай, когда с учетом жидких бытовых отходов цена доходит до 107 рублей с квадратного метра. И мы не находим, кто бы пришел на торги и оказал бы услуги по одной простой причине: во-первых, возникнет сразу же недосбор, во-вторых, степень износа такова, что в принципе даже это не покрывает затраты и риски УК.
Это означает, что к концу 2017 года несколько тысяч ветхих бараков, в основном, в самом Новосибирске, окажутся на грани выживания. А ответственность за все это автоматически ляжет на городские власти.
Областная жилищная инспекция уже неоднократно поднимала вопрос о надвигающейся угрозе и на уровне мэрии Новосибирска, и на уровне профильного министерства областного правительства. Среди озвученных Евгением Пономаревым решений проблемы — проведение поддерживающего ремонта, что позволит приостановить процесс отказа от домов со стороны управляющих компаний:
- Департамент ЖКХ определяет подрядчика, смету, и подрядчик заходит параллельно с организацией, которая обслуживает дом, производит подготовку к зиме, частичный ремонт. Возможны и другие варианты, например, дотация убыточных домов, налоговые льготы для тех, кто готов взять отказные дома в управление или даже просто снижение арендной платы для управляющих компаний. Словом, варианты есть.
Разумеется это потребует определенных бюджетных затрат, что в нынешних условиях почти невозможно. Но тут уже придется выбирать, на что тратить деньги — добровольно на меры поддержки сейчас или вынужденно в разы больше на ликвидацию чрезвычайной ситуации в ближайшем будущем.