Выставка самого гламурного художника России открывается в Новосибирске

Никас Сафронов нередко играет в фильмах самого себя. Фото Сергей Виноградов/ТАСС
Лучшие материалы VN.ru за 2016 год. 150 картин, вероятно, самого знаменитого столичного художника Никаса Сафронова экспонируются в Новосибирском художественном музее с 23 декабря по 26 февраля. Споры, скандалы и слухи сопровождают творчество обладателя 900-метровой квартиры в Москве. На его выставках гардеробы «ломятся от норковых шуб» посетителей. Катаклизмы звездного образа жизни Сафронова достойны многосерийного байопика. Но такого фильма пока нет, и это, видимо, упущение кинематографистов.

Выставка называется «Избранное», в нее войдут портреты, пейзажи и сюрреалистические полотна в авторском стиле DreamVision. Никас Сафронов – фигура медийная. Почти каждая грань и деталь его творчества, быта и жизни обсуждается и тиражируется СМИ, он участвует в ТВ-шоу, иногда снимается в кино, где играет нередко самого себя («Дневной дозор» и др.), случается, судится с «оппонентами», которые предъявляют претензии то к качеству (а, точнее, копированию) выдаваемых за оригиналы картин, то по другим житейским и светским поводам. Поэтому увидеть своими глазами работы художника и, в первую очередь, его самого, в любом из городов России желающих предостаточно.

К 60-летию маэстро (а оно отмечалось восьмого апреля нынешнего года) многие «желтообразные» СМИ, что называется, «оттянулись» по этапам жизненного пути Никаса Сафронова, составив многоступенчатые реестры того, чем он прославился. Причем, плюсы биографии и личности мастера обычно игнорируются, все дебеты-кредиты подводятся, в основном, в графе гламура и скандалов.

Никас Сафронов предпочитает гламурно-светский образ жизни. Фото автора из архива VN.ru

Уже первая серия воображаемого биографического фильма могла быть чудо как мила и романтична: родился в городе Ульяновске, в малообеспеченной семье, где было шестеро детей, мечтал о море. Год проучился в Одесской мореходке, потом – в Ростовском художественном училище, одновременно работая  в ТЮЗе художником-бутафором, а также подрабатывая сторожем, дворником и грузчиком. Служил в армии (ракетные войска).

Затем учился в Вильнюсской художественной академии на факультете дизайна, изучал психологию в Московском университете технологий и управления. Первая персональная выставка Никаса Сафронова состоялась в 1978 году в литовском Паневежисе, и он становится «известен как яркий сюрреалист, портретист и экспериментатор». В 1983 году Сафронов переезжает в Москву.

В ноябре 2003-го «Известия» публикуют отчет о презентации его книги: «…в Колонном зале гостиницы «Украина» признанный конъюнктурщик, талантливый (придворный, по мнению других) художник, бизнесмен от искусства и светский лев с харизмой Казановы Никас Сафронов представлял друзьям свою только что вышедшую из типографии книжку «Анатомия скандала и успеха». О скандалах – 270 страниц…»

Цитата из «Википедии»:

«В 2002 году вокруг работ Сафронова разгорелся скандал. Покупатели обнаружили, что портреты представляют собой раскрашенные краской фотографии. Первым на это обратил внимание бывший министр внутренних дел России А. Ф. Дунаев, заплативший за портрет Путина две тысячи долларов. Согласно статье в газете «Известия», таких портретов в России больше, чем настоящих произведений Сафронова. Последний, в свою очередь, обвинил своего продюсера Александра Гайсина в несанкционированном изготовлении этих портретов. Гайсин в ответ заявил, что производство поддельных полотен осуществлялось с разрешения самого Сафронова. Контракт с Никасом на распространение его копий у него действительно есть. Однако там не сказано, что копии надо выдавать за подлинники. Сафронов утверждает, что документы и его подпись на них поддельные, и фальшивки делались без его ведома, при этом сам он в итоге обратился с заявлением в правоохранительные органы…»

Знаменитая актриса Софи Лорен стала одной из муз Сафронова. Фото автора из архива VN.ru

То есть, 20 лет были предельно насыщенными в творческом и во всех других аспектах – каждый год  достоин как минимум одной киносерии. Художник пишет портреты сильных и успешных мира сего – от Путина до Софи Лорен и восточных шейхов, а также свои загадочные сюрреалистические картины и пейзажи, благотворительствует,  становится известным в России и далеко за ее пределами, покупает 900-метровую квартиру в самом сердце Москвы, в Брюсовом переулке, за грандиозным ремонтом которой впоследствии будут следить тучи поклонников, завистников и, потакающая  тем и другим,  пресса.

В 2009 году Никас Сафронов посетил Новосибирск в рамках благотворительного проекта «Творчество соединяет сердца», чтобы пообщаться с ребятишками из детских домов, которые приняли участие в конкурсе «Ягодная палитра», и пригласил троих из них на летние каникулы в Москву – посмотреть  его художественную студию, получить мастер-класс по живописи, познакомиться со столицей. А в мае 2012 года художник впервые приехал в наш город уже с персональной выставкой. На предваряющей вернисаж пресс-конференции и встрече со зрителями Сафронова принимали как супермегазвезду глянцевых изданий: спрашивали, каким образом ему удается так прекрасно выглядеть, отремонтировал ли он, в конце концов, за 11 лет свою роскошную квартиру, есть ли у него постоянная муза или каждый раз другая?..

Такой увидел Никас Сафронов Монику Белуччи. Фото автора из архива VN.ru

Маэстро, нимало не смущаясь, подробно отвечал на гламурные расспросы и по случаю проповедовал свой жизненный принцип: художник не должен быть бедным, поэтому он, Никас, зарабатывает в поте лица своего. В том числе, пишет портреты богатых и известных, и сам стремиться быть таковым:

– Никто не интересуется человеком, который ищет миллион. Интересуют те, кто его уже нашел, – провозглашает он и добавляет: – Интересен тот, кто заставил говорить о себе.

Маленький изящный скандальчик сопутствовал ему и на этот раз: один из представителей дерзкой и так же скандально известной арт-группы «Синие носы» новосибирец Евгений Иванов обвинил гостя в чрезмерном самопиаре, вторичности и малой художественной ценности его произведений, а по этой причине – отсутствии персональных выставок в «серьезных» музеях. Сафронов в ответ не церемонился, объявив всех представителей авангарда (начиная примерно с Малевича с его «Черным квадратом») самозванцами и, скажем так, врагами прекрасного: «если они нагадят у чьей-то входной двери – назовут это инсталляцией, если еще и позвонят хозяину – перфомансом…». Спустя полчаса, уже в выставочном зале, оппоненты джентельменски пожали друг другу руки, и инцидент, вроде бы, был исчерпан. Однако у картин, в сторонке от движущейся за автором экзальтированной публики, попадались и довольно кислые физиономии знатоков, выражавших сомнение «не полиграфия ли это?»

В 2012 году между московским и новосибирским художниками разгорелся спор. Фото автора из архива VN.ru

Итак, на экране титры: «Прошло четыре года… Никас снова собирается в Новосибирск».

Кино продолжается. Уже в ноябре электронные СМИ культурной столицы Сибири цитируют соцсети: « Друзья, особенно художники, что делать? Музею опять навязывают выставку Никаса Сафронова! Этот авантюрист пользуется столичными связями и провинциальной деликатностью администрации, которые не могут отказать попсовому медийному персонажу. Если бы отдали право решения музейщикам, то можно было бы дать отпор. А так он периодически будет устраивать «гастроли». Стыдно…»

Да, пририсованные к старинным костюмам головы знаменитостей смахивают на фотошоп, но это стиль, и заказчикам нравится. Слишком плодовит художник, кажется, что дело поставлено на поток, и по галереям разъезжают не оригиналы, а копии сюрреалистических композиций? Но мало ли что кому мнится – не экспертизу же устраивать экспонатам…

Итак, что за художественное явление живопись Никаса Сафронова, почему каждый приезд этого художника сопровождается фанатическим восторгом одних и возмущением других?

Сергей Дубровин, директор Новосибирского государственного художественного музея:

– Первая новосибирская персональная выставка Никаса Сафронова 2012 года была хорошо организована и прошла на хорошем уровне. Кто-то согласен с его творчеством – принимает, кто-то не принимает его. Но то, что он явление в художественной жизни России, это однозначно. А для того, чтобы прийти и увидеть это явление, что называется, воочию, и будет открыта 23 декабря выставка «Избранное». На первой выставке в нашем музее было представлено 80 его картин, сейчас – 150 произведений. Подчеркну, Никас очень серьезно отнесся к этой экспозиции. Как сказала его арт-директор, в Новосибирске будет представлено лучшее, что на сегодняшний день есть в его собрании. Мастер так ответственно отнесся к выбору работ для показа в Новосибирске, потому что он понимает значимость города, его мощную культурную составляющую и критическое восприятие: в Новосибирске просто так не пройдешь, не проскочишь. Предполагаю, что, как и прошлая выставка Никаса, эта пройдет с хорошей посещаемостью. Тем более что выпала она на каникулярное время.

Ольга Черепенина, старший научный сотрудник НГХМ:

– Действительно, одним нравится, другим не нравится. Мы, искусствоведы, признаем все стили, все направления – и во временном разрезе, и в современном процессе, лишь бы это было сделано профессионально, с какой-то мыслью. Но то, что в прошлый раз наряду с оригинальными холстами было много репродукций, мягко говоря, удивило. А так, это современная салонная живопись, которая в сочетании с пиаром, безусловно, привлекает определенную часть публики. Особенно женщин. Я знаю таких: в их глазах, Никас Сафронов – воплощение современного утонченного интеллигентного художника. Он представляется им недосягаемой, гламурной московской фигурой.

Александр Клушин, главный научный сотрудник НГХМ, член Союза художников РФ:

– Никас Сафронов нашел свою нишу, и на этом поле сеет, пашет, собирает урожай. Ничего определенного о его живописи сказать не могу, мы практически не видели его подлинных вещей.

Легче рассмотреть репродукцию с хорошим разрешением от ведущих музеев мира – Прадо, Лувра и составить представление о технике того или иного художника, его манере, чем разобраться в качестве постеров размером 50 на 70 сантиметров.

То есть, я не могу в полной мере понять этого художника, не видя оригиналов. На данный момент не все картины распакованы, хотелось бы увидеть настоящий холст, написанный маслом. Что касается интереса к выставкам Сафронова: мне кажется, людям хочется прикоснуться к успеху, к богатству, а также приобщиться посредством доступного сюрра к чему-то для них необычному и недоступному. Это что-то вроде интереса современной публики ко всякого рода акциям. Представьте себе, на недавнюю акцию Сбербанка двухнедельного бесплатного показа экспозиции НГХМ пришли в большинстве своем люди, вообще не посещающие музея. И это не были малоимущие (кто любит искусство, выкраивает на него из своего даже самого скромного бюджета) – гардероб ломился от норковых шуб.

Справка

Государственные и общественные звания Никаса Сафронова:

- почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации» — за заслуги в области изобразительного искусства (2013);

- академик Российской академии художеств;

- профессор Ульяновского государственного университета (УлГУ);

 - почетный доктор Азербайджанского государственного университета культуры и искусств;

- действительный член Российской академии естественных наук РАЕН;

- почетный гражданин России;

- почетный гражданин города Ульяновск (1998);

- почетный гражданин города Баку.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент