За концессионером строительства четвертого моста стоят известные федеральные компании

Генеральный директор АО «Центральный мост» Евгений Кожевников. Фото Аркадия Уварова
Реализация проекта строительства четвертого моста в Новосибирске стартует в полном объеме после заключения концессионного соглашения и подписания акта финансового закрытия. За «Сибирской концессионной компанией», созданной специально для строительства моста через Обь, стоят известные федеральные компании, обладающие мощным финансовым обеспечением. Масштабы сноса частных домов под строительство в разы меньше, чем при строительстве Бугринского моста. Об этом в интервью VN.ru рассказал генеральный директор АО «Центральный мост» Евгений Кожевников.  

- «Сибирская концессионная компания» победила в конкурсе на заключение концессионного соглашения по строительству четвертого моста через Обь. Каковы шаги по реализации проекта? 

   

- Концессионер определен, ему в ближайшее время должно быть выслано официальное уведомление и направлен проект концессионного соглашения. В этом документе будут расписаны все этапы реализации проекта, права и обязанности сторон, финансовые гарантии, риски и так далее. Плюс масса приложений: график финансирования, график подготовительных работ, график строительства и прочие аспекты. Документы будут составлены на основе согласований с победителем конкурса – пройдет двух-трех месячный этап переговоров, где будут учтены все организационные, технические, финансовые, репутационные обязательства и риски обеих сторон. Необходимо достигнуть баланса интересов и возможностей сторон. 

Такой документ должен быть подготовлен к ноябрю-декабрю 2017 года. После согласования сторон он будет подписан. По сути, это и есть подписание концессионного соглашения, после чего концессионер получает право приступать к работе по строительству моста. 

Также подписывается акт финансового закрытия, где концессионер показывает финансовые источники, все графики строительства  и финансирования четко состыкуются по годам. 

Когда эти два сложнейших документа – концессионное соглашение и акт финансового закрытия - будут сформированы и подписаны, то можно считать, что концессия запущена в полном объеме.    

- Конкурс по концессии выиграла компания с уставным капиталом в десять тысяч рублей. В соцсетях общественники иронизируют над этим. 

- Это не ирония, а просто непонимание сути вопроса. Да, ООО «Сибирская концессионная компания» имеет минимально возможный по закону размер уставного капитала. Однако для проектов государственно-частного партнерства во всем мире создаются специальные проектные компании (СПК)  под реализацию конкретного проекта. А это значит, что они могут быть созданы только очень мощными в финансовом плане структурами и не ведут еще какие-либо другие бизнес проекты.

Поэтому напомню, что 75% ООО «Сибирская концессионная компания» принадлежит ООО ПФ «ВИС». Еще 25% - ООО «Финпроект» - структуре  Газпромбанка. Такие компании отвечают за риски своими капиталами. 

Если посмотреть данные в документах, которые закладываются под концессионное соглашение, то там заложены миллиардные суммы в гарантию выполнения. Это нормальная практика. 

Такие специальные компании создаются только под реализацию одного конкретного проекта, их деятельность тщательно отслеживается. Компании для реализации масштабных инфраструктурных проектов имеют чистый баланс, не ведут другого вида деятельности, все их финансовые потоки прозрачны и не связаны с иной деятельностью своих учредителей.

 Это общемировая практика – специальные компании, которые создаются под реализацию одного определенного проекта. А уставной капитал  СПК в данном случае никакого отношения к сути вопроса не имеет. 

Я считаю, что созданный ООО «Сибирская концессионная компания» конгломерат учредителей достаточно мощный, известный и устойчивый, за которым стоит финансовое  обеспечение, прежде всего, обеспечительная банковская гарантия на период действия концессии (безотзывная гарантия в размере 1 млрд рублей). Гарантия не отзывается, пока не закончится проект. 

- При обсуждении темы сноса жилья и коммерческих объектов юридических лиц люди  вспоминают проблемные ситуации во время строительства Бугринского моста. 

- Это несравнимые ситуации. На площадке строительства Центрального моста под снос попадают 360 объектов, из них 81 - жилые дома. На расселение жилья и подготовку территории (включая вынос коммуникаций) из бюджета региона будет выделено около 4 млрд рублей.  Сравнение ситуации с Бугринским мостом считаю необоснованным, так как в случае с новым мостом объем сносимых объектов значительно меньше. 

Ведь на площадке строительства Бугринского моста было более 300 жилых объектов. Там располагались не просто частные жилые дома, а достаточно большое количество коттеджей, которые полузаконно или незаконно были построены. А здесь – 81 жилой дом, в основном, частный сектор, 90% из которого – старые дома. Оттуда люди мне звонят и спрашивают, когда же начнется стройка, и нас будут сносить? 

Люди живут в надежде купить себе нормальное жилье, когда их ветхие дома в конце- концов снесут, компенсируют затраты. 

Проблема затягивания сроков расселения также практически решена - уже сделаны определенные изменения в федеральном земельном законодательстве, которое значительно ужесточило нормы по изъятию земель для государственных нужд. Процедура теперь ограничена сроками: делается независимая оценка имущества, в случае несогласия - суд, 3 месяца на принятие и реализацию решения. 

Теперь об объектах юридических лиц. Крупных предприятий в районе строительства нового моста нет. Преимущественно, это небольшие склады, СТО, есть две АЗС.

Изъятие земель под государственные нужды в Новосибирской области будет выполнено в соответствии с законодательством: будет проведена оценка, предложена сумма, которую представит независимый оценщик. Несогласные с оценкой имеют право решать проблему в судебном порядке. Но спекуляции не пройдут. Выносится судебное решение и его последующее исполнение в определенные сроки.   

- Как будет складываться трафик движения транспорта по Центральному мосту? 

- Сейчас по двум близлежащим - Октябрьскому и Димитровскому мостам - трафик по разным оценкам от 112 до 120 тысяч машин на каждом мосту ежедневно, то есть суммарно 230 -240 тысяч автомобилей в сутки в обоих направлениях. Часть этих автовладельцев предпочтут воспользуется новым платным мостом – это примерно от 60- 65 тысяч машин в сутки, что и заложено в проектных документах. 

Перераспределение трафика на новый мост должно  сократить пробки в часы пик по перегруженным Октябрьскому и Димитровскому мостам.   

Главное, чтобы при определении платы за проезд по Центральному мосту проводилась разумная тарифная политика, чтобы было запущено специальное «тарифное меню»: дневное, ночное  и так далее. И способы оплаты должны быть разными. Желательно минимизировать оплату наличными, использовать все виды безналичного расчета, вплоть до самых современных. Помимо транспортных или банковских карт, например, можно использовать транспондер - электронный прибор, который ставится на машину, данные с автоматически считываются при въезде на мост. Постоянные пользователи такого прибора могут получить скидку – положительный и эффективный опыт использования таких форм оплаты за проезд есть в европейской части России. Практика показывает, что автомобилисты позитивно принимают преимущество выбора, и сами решают, как им ехать - по платной или бесплатной трассе (мосту).