Замеры самолётных вихрей провели в аэропорту Толмачёво

Аэропорт "Толмачево" выбран экспериментальной площадкой из-за большого количества самолетовылетов. Фото из архива ИД "Советская Сибирь"
Учёные томского Института оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН (ИОА) сделали замеры вихревых следов от заходящих на посадку самолетов. Исследования проходили с 4 по 6 мая на территории аэропорта «Толмачёво». Собранные данные позволят учёным выяснить наиболее безопасное расстояние между разнотипными самолётами, заходящими на посадку.

Изучением влияния турбулентности и волновых движений воздуха институт занялся ещё в 2014 году. Как известно, образование аэродинамической подъёмной силы при движении самолёта сопровождается возникновением пары вихрей. Если между следующими друг за другом самолётами не будет соблюдено должное расстояние, это может привести к возникновению аварийной ситуации.

«Мы поддержали проект Института оптики атмосферы, поскольку считаем его важным для изучения и повышения уровня безопасности воздушного транспорта», – отметил генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево» Евгений Янкилевич. Он также подчеркнул, что исследования проводились с соблюдением всех норм и требований авиационной безопасности. Замеры безопасного расстояния между разнотипными самолётами в воздухе, а также при взлёте и посадке учёные проводили с помощью специального прибора – когерентного импульсного прибора лидара, который позволяет визуализировать и исследовать эволюцию самолётных вихрей. Подобные приборы широко используются за рубежом.

Аэропорт «Толмачево» выбран в качестве экспериментальной площадки в виду большого количества самолётовылетов, в том числе, широкофюзеляжных воздушных судов, представляющих особый интерес для исследований. В течение двух суток удалось измерить вихри от примерно 50 самолётов, включая шесть воздушных судов Boeing 747», – рассказал известный специалист по лидарному зондированию вихревых следов самолётов, Игорь Смалихо.

Справка

Международный аэропорт Новосибирск (Толмачёво) — крупнейший за Уралом транзитный авиаузел на важнейших направлениях между Европой и Азией. Пропускная способность на внутренних авиалиниях составляет 1800 пассажиров в час, на международных — 1300 пассажиров. Аэропорт имеет две взлётно-посадочные полосы I и II категории ICAO.

Институт оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН расположен на территории Томского научного центра Сибирского отделения РАН. В Институте сформирована крупная научная школа по атмосферной оптикe, получившая признание в России и за рубежом.